Постановление Конституционного Суда Республики Марий Эл от 08 декабря 1999 года

по делу о проверке конституционности статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 4 июня 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл «О налоге с продаж».

Конституционный Суд Республики Марий Эл в составе председательствующего З.В.Эргубаева, судей Л.С.Топоровой, Л.С.Егошиной, с участием индивидуального предпринимателя С.В.Рыбакова – стороны, направившей жалобу в Конституционный Суд Республики Марий Эл; Н.М.Романовой – постоянного представителя Президента Республики Марий Эл в Конституционном Суде Республики Марий Эл, как стороны, подписавшей закон; С.И.Наумовой – постоянного представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл в Конституционном Суде Республики Марий Эл, как стороны, принявшей закон;

руководствуясь статьей 95 (пункт 4) Конституции Республики Марий Эл, подпунктом «г» пункта 1 статьи 3, статьями 34, 92, 93, 94, 95 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл», рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 4 июня 1999 года N 142-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл «О налоге с продаж».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба индивидуального предпринимателя С.В.Рыбакова, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Жалоба содержит требование признать статью 2 Закона Республики Марий Эл от 4 июня 1999 года N 142-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл «О налоге с продаж» неконституционной, поскольку этой статьей Закон вводится в силу до его опубликования, тем самым закону придана обратная сила и ухудшено его положение как налогоплательщика.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.С.Егошиной, объяснения сторон, выступления приглашенных: А.В.Печкуровой и А.В.Смирнова – представителей Министерства финансов Республики Марий Эл; В.И.Петрова – представителя Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Марий Эл; А.И.Денисова – представителя Министерства юстиции Республики Марий Эл, исследовав представленные сторонами документы и другие материалы, Конституционный Суд Республики Марий Эл установил:

1. Закон Республики Марий Эл «О налоге с продаж» принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 30 октября 1998 года, подписан Президентом Республики Марий Эл 13 ноября 1998 года, опубликован в газетах «Марийская правда» 25 ноября 1998 года, «Марий Эл» 24 ноября 1998 года, вступил в силу согласно пункта 5 статьи 8 Закона с 1 января 1999 года.

Законом Республики Марий Эл от 4 июня 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики  Марий Эл  «О налоге с продаж» N 142-З установлен двухпроцентный налог с продаж со стоимости группы товаров (услуг, работ), которые ранее данным видом налога не облагались. Указанный Закон был принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 28 мая 1999 года, подписан Президентом республики 4 июня 1999 года, опубликован в газетах «Марийская правда» 8 июня 1999 года, «Марий Эл» – 10 июня 1999 года, вступил в силу согласно статьи 2 указанного Закона – с 1 июня 1999 года.

Индивидуальный предприниматель Рыбаков С.В., перечислив причитающиеся с него, как с налогоплательщика, платежи по налогу с продаж, оспаривает конституционность статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 4 июня 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл «О налоге с продаж» N 142-З. Заявитель считает, что согласно пункту 3 статьи 2 Закона Республики Марий Эл «О налоге с продаж» в редакции Закона республики от 4 июня 1999 года он обязан платить двухпроцентный налог с продаж со стоимости товара, ранее не облагаемого этим видом налога. Он признает конституционную обязанность по уплате установленного Законом налога, но при этом указывает на несоответствие оспариваемого Закона конституционным требованиям, установленным статьей 57 Конституции Республики Марий Эл, регулирующим порядок исполнения Законов, ухудшающих положение налогоплательщиков. Рыбаков считает, что Закон ухудшил его положение как налогоплательщика и с учетом этого Закон не должен вступать в силу ранее даты его официального опубликования.

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 95 Конституции Республики Марий Эл Конституционный Суд Республики Марий Эл по жалобам граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Марий Эл, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Закон Республики Марий Эл «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл «О налоге с продаж» от 4 июня 1999 года установил с 1 июня 1999 года на территории Республики Марий Эл налог с продаж со стоимости товаров (работ, услуг), ранее не являвшихся объектом данного вида налога.

Во исполнение Закона Республики Марий Эл «О налоге с продаж» от 13 ноября 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, Министерством финансов Республики Марий Эл совместно с Управлением Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Марий Эл 26 марта 1999 года издана Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога с продаж. 15 июня 1999 года Министерством финансов Республики Марий Эл и Управлением Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Марий Эл в связи с принятием Закона Республики Марий Эл «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл «О налоге с продаж» от 4 июня 1999 года внесены в указанную Инструкцию изменения и дополнения.

В соответствии со статьей 93 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» жалоба на нарушение нормативным актом конституционных прав и свобод допустима, если:

1) нормативный акт затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2) нормативный акт применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применявшем нормативный акт.

Требование о недопустимости придания обратной силы закону, устанавливающему налоги и сборы или ухудшающему положение налогоплательщика, регулируется статьей 57 Конституции Республики Марий Эл.

Согласно квитанции от 6 октября 1999 года Рыбаков С.В. перечислил налоговые платежи установленные Законом Республики Марий Эл «О налоге с продаж» в редакции Закона от 4 июня 1999 года. Дело по жалобе Рыбакова С.В. на недопустимость придания указанному Закону обратной силы рассматривалось Государственной налоговой инспекцией по Республике Марий Эл.

Согласно письму Государственной налоговой инспекции по Республике Марий Эл от 26 июля 1999 года за N 05-06/2369, адресованного заявителю Рыбакову С.В. и Секретариату Государственного Собрания Республики Марий Эл, применение Закона Республики Марий Эл «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл «О налоге с продаж» от 4 июня 1999 года органами налоговой службы осуществляется на территории Республики Марий Эл с 8 июня 1999 года.

Таким образом, жалоба С.В.Рыбакова отвечает критериям допустимости, установленным Законом Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл».

Согласно статье 70 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» Конституционный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении. Предметом рассмотрения по данному делу является статья 2 Закона Республики Марий Эл «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл «О налоге с продаж» от 4 июня 1999 года, поскольку действие содержащейся в ней нормы было распространено на стоимость товаров (работ, услуг), до этого не являвшихся объектом налогообложения. При принятии решения Конституционный Суд не связан доводами и основаниями, изложенными в обращении.

3. В соответствии со статьей 57 Конституции Республики Марий Эл каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Устанавливающие новые налоги и сборы законы Республики Марий Эл, принимаемые Государственным Собранием Республики Марий Эл, имеют прямое и непосредственное действие на весь круг субъектов налоговых правоотношений, предусмотренных законами и обязательны для исполнения. Вместе с тем, устанавливая конституционную обязанность платить налоги, государство устанавливает гарантии защиты прав налогоплательщиков от незаконных налогов, закрепляя требование о недопустимости придания закону обратной силы в случае установления новых налогов или ухудшения в результате принятия закона положения налогоплательщиков. Под ухудшением положения налогоплательщика в силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса понимается установление новых налогов и (или) сборов, повышение налоговой ставки, установление или отягчение ответственности за налоговые правонарушения, установление новых обязанностей. При этом признаки ухудшения положения налогоплательщика, изложенные в указанном Кодексе, не являются исчерпывающими и в зависимости от вида налога могут быть различными.

4. Подпункт «и» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие принципы налогообложения и сборов, применительно к налогу с продаж, установлены частью первой Налогового кодекса и статьей 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», которая отнесла налог с продаж к числу региональных (субъектов Российской Федерации) налогов и установила основные элементы данного вида налога.

В соответствии со статьей 4 Конституции Республики Марий Эл и статьей 73 Конституции Российской Федерации, Республика Марий Эл располагает всей полнотой государственной власти на всей территории, за исключением полномочий, закрепленных за Российской Федерацией.

Закон Республики Марий Эл «О налоге с продаж» принят на основании положений, предусмотренных статьей 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года в редакции Федерального Закона от 31 июля 1998 года, Закона Республики Марий Эл «О налогах и платежах в Республике Марий Эл» в редакции Закона от 13 ноября 1998 года.

Закон Республики Марий Эл «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл «О налоге с продаж» от 4 июня 1999 года установил двухпроцентный налог с продаж со стоимости товаров (работ, услуг), до этого не являвшихся объектом налогообложения и введен в действие с 1 июня 1999 года.

В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Конституции Республики Марий Эл закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе. Аналогичные установленным в Конституции республики требования изложены и в Законе Республики Марий Эл «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Марий Эл и постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл» от 26 января 1996 года N 314-III, которым установлено, что на территории Республики Марий Эл применяются только те законы Республики Марий Эл, которые официально опубликованы в средствах массовой информации. Они вступают в силу одновременно на всей территории Республики Марий Эл по истечении десяти дней со дня официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе. Положение статьи 57 Конституции республики, исходя из публично-правовой природы регулируемых правоотношений, исключает возможность придания обратной силы законам республики, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщика, призвано обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения, и одновременно является гарантией защиты конституционных прав налогоплательщика.

Вместе с тем, статья 2 Закона Республики Марий Эл «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл «О налоге с продаж» от 4 июня 1999 года распространила действие этого закона на отношения, возникшие до опубликования закона в средствах массовой информации, то есть придала этому закону обратную силу. Вновь вводимые указанным законом требования по уплате двухпроцентного налога с продаж со стоимости товара (работ, услуг) до этого не облагаемых этим налогом налогоплательщики обязаны исполнять начиная с 1 июня 1999 года. Закону, явно ухудшающему положение налогоплательщика, была придана обратная сила, что является нарушением требований статьи 57 Конституции Марий Эл.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Марий Эл «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Марий Эл и постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл» N 314-III от 26 января 1996 года официальным опубликованием Закона Республики Марий Эл считается первая публикация его полного текста в газетах «Марийская правда», «Марий Эл» или Собрании законодательства Республики Марий Эл. Полный текст оспариваемого закона впервые был опубликован в газете «Марийская правда» 8 июня 1999 года.

С учетом требований закона днем официальной публикации Закона Республики Марий Эл «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл «О налоге с продаж» от 4 июня 1999 года должен быть признан 8 июня 1999 года. До 19 июня 1999 года, дня истечения десятидневного срока с момента его опубликования, закон не подлежит введению в действие.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 68, 69, 70, 71, 95, 96 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» Конституционный Суд Республики Марий Эл постановил:

1. Признать не соответствующей Конституции Республики Марий Эл, ее статье 57, статью 2 Закона Республики Марий Эл от 4 июня 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл «О налоге с продаж» N 142-З по порядку введения в действие названного закона в части, устанавливающей с 1 июня 1999 года двухпроцентный налог с продаж со стоимости товаров (работ, услуг), ранее не являвшихся объектом данного вида налога.

2. Согласно статье 75 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» постановление окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

3. Согласно статье 74 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» постановление подлежит незамедлительному опубликованию в Собрании законодательства Республики Марий Эл, газетах «Марийская правда», «Марий Эл».

Комментарии запрещены.