Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 27 марта 2008 года

по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл статей 2 и 20 Закона Республики Марий Эл от 31 мая 1994 года №96-III «О государственных наградах Республики Марий Эл» в связи с обращением гражданина Чермазова Юрия Константиновича.

Конституционный суд Республики Марий Эл в составе Председателя З.В.Эргубаева, судей А.В.Бабина, Л.С.Топоровой, с участием гражданина Ю.К.Чермазова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Марий Эл, представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл Е.П.Поповой, представителя Президента Республики Марий Эл Е.И.Кисличенко, руководствуясь статьей 95 Конституции Республики Марий Эл, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 34, 70, 82, 92, 93 и 95 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл некоторых положений Закона Республики Марий Эл от 31 мая 1994 года № 96-III «О государственных наградах Республики Марий Эл», Законов Республики Марий Эл от 05 октября 2006 года № 54-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл», от 30 декабря 2006 года № 84-З «Об учреждении ордена «За заслуги перед Марий Эл» и медали ордена «За заслуги перед Марий Эл» и внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О государственных наградах Республики Марий Эл», от 31 мая 2007 года № 23-З «Об изменении и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Марий Эл».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Ю.К.Чермазова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Марий Эл оспариваемые заявителем положения Закона Республики Марий Эл от 31 мая 1994 года № 96-III «О государственных наградах Республики Марий Эл», действующего в редакции Законов Республики Марий Эл от 07 октября 1997 года № 37-З, 10 июня 2002 года № 10-З, 06 октября 2006 года № 54-З, 30 октября 2006 года № 84-З, 31 мая 2007 года № 23-З, а также Законы Республики Марий Эл от 05 октября 2006 года № 54-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл», от 30 декабря 2006 года № 84-З «Об учреждении ордена «За заслуги перед Марий Эл» и медали ордена «За заслуги перед Марий Эл» и внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О государственных наградах Республики Марий Эл», от 31 мая 2007 года №23-З «Об изменении и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Марий Эл».

Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Бабина, объяснения Ю.К.Чермазова, представителей Государственного Собрания Республики Марий Эл и Президента Республики Марий Эл, выступление приглашенного в заседание представителя от Министерства финансов Республики Марий Эл А.В.Печкуровой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Марий Эл установил:

1. Заявитель по настоящему делу – гражданин Ю.К. Чермазов оспаривает конституционность положений статей 2 и 20 Закона Республики Марий Эл от 31 мая 1994 года № 96-III «О государственных наградах Республики Марий Эл», действующего с изменениями, внесенными Законами Республики Марий Эл от 07 октября 1997 года № 37-З, 10 июня 2002 года № 10-З, 06 октября 2006 года № 54-З, 30 октября 2006 года № 84-З, 31 мая 2007 года № 23-З, а также Законов Республики Марий Эл от 05 октября 2006 года № 54-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл», от 30 декабря 2006 года № 84-З «Об учреждении ордена «За заслуги перед Марий Эл» и медали ордена «За заслуги перед Марий Эл» и внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О государственных наградах Республики Марий Эл», от 31 мая 2007 года № 23-З «Об изменении и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Марий Эл».

Закон Республики Марий Эл от 31 мая 1994 года № 96-III «О государственных наградах Республики Марий Эл» определяет правовые и организационные основы поощрения лиц государственными наградами Республики Марий Эл, являющимися высшей формой поощрения за достижения в труде, направленными на улучшение общественного благополучия и безопасности в республике. Закон принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 31 мая 1994 года, подписан Президентом Республики Марий Эл 31 мая 1994 года, опубликован в газете «Марийская Правда» 16 июня 1994 года № 113, действует с изменениями от 07 октября 1997 года, 10 июня 2002 года, 05 октября 2006 года, 30 октября 2006 года, 31 мая 2007 года.

В статье 2 Закона установлен перечень государственных наград Республики Марий Эл, которыми являются орден «За заслуги перед Марий Эл», медаль ордена «За заслуги перед Марий Эл», а также почетные звания Республики Марий Эл.

Статьей 20 оспариваемого Закона определено, что лица, удостоенные государственных наград Республики Марий Эл, пользуются мерами социальной поддержки, установленными законами Республики Марий Эл, нормативными правовыми актами Президента Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл. На лиц, награжденных Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Марийской АССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Марийской ССР, Почетной грамотой Верховного Совета Марийской ССР, Почетной грамотой Марийской ССР – Республики Марий Эл, Почетной грамотой Республики Марий Эл, распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные для лиц, награжденных государственными наградами Республики Марий Эл.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы Закона ущемляют его конституционные права, как лица, награжденного Почетной грамотой Марийского обкома КПСС и Совета Министров Марийской АССР, поскольку не предусматривают права на пользование мерами социальной поддержки.

Кроме того, заявитель выразил убеждение в том, что изменения в данный Закон, внесенные Государственным Собранием Республики Марий Эл 05 октября 2006 года, 30 декабря 2006 года и 31 мая 2007 года после обращения Ю.К. Чермазова в суд общей юрисдикции и до рассмотрения судом его жалобы по существу, не имеют юридической силы, поскольку эти изменения не могли быть приняты Государственным Собранием Республики Марий Эл в период рассмотрения дела в суде.

Как полагает заявитель, приведенная аргументация свидетельствует о несоответствии оспоренных законодательных положений Конституции Республики Марий Эл, ее статьям 9 (часть 2), 19 (часть 1) и 55 (часть 2).

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются нормативные положения:

- статей 2 и 20 Закона Республики Марий Эл от 31 мая 1994 года № 96-III «О государственных наградах Республики Марий Эл» в той мере, в какой ими не предусмотрено право лиц, награжденных Почетной грамотой Марийского обкома КПСС и Совета Министров Марийской АССР, на пользование мерами социальной поддержки, установленными для награжденных государственными наградами Республики Марий Эл,

- Законов Республики Марий Эл от 05 октября 2006 года № 54-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл», от 30 декабря 2006 года № 84-З «Об учреждении ордена «За заслуги перед Марий Эл» и медали ордена «За заслуги перед Марий Эл» и внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О государственных наградах Республики Марий Эл», от 31 мая 2007 года № 23-З «Об изменении и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Марий Эл» по порядку их принятия.

Согласно статье 70 (часть вторая и третья) Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» Конституционный суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.  Конституционный суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в той части акта, конституционность которого подвергается сомнению. При этом суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2. В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Пунктом «ф» части 1 статьи 73 Конституции Республики Марий Эл предусмотрено, что учреждение государственных наград Республики Марий Эл, установление почетных званий Республики Марий Эл относится к ведению Государственного Собрания Республики Марий Эл.

В развитие указанных предписаний Конституции Республики Марий Эл Закон Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл» от 07 декабря 2001 года № 45-З установил, что решение по вопросу учреждения государственных наград Республики Марий Эл принимается в форме закона республики (пункт 6 статьи 8).

Осуществляя нормативно-правовое регулирование отношений по учреждению, присвоению государственных наград Республики Марий Эл и определению мер социальной поддержки лиц, их удостоенных, законодатель должен учитывать закрепленные Конституцией Республики Марий Эл положения Преамбулы о стремлении к установлению правового государства, принципа равенства перед законом и судом (статья 19, часть 1) при соблюдении установленного ограничения о недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), в том числе права лиц, удостоенных государственных наград республики, на пользование мерами социальной поддержки.

Принцип равенства всех перед законом, установленный частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации и корреспондирующей ей  частью 1 статьи 19 Конституции Республики Марий Эл, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможности установления различных условий для различных субъектов права (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года № 7-П).

3. Закон Республики Марий Эл «О государственных наградах Республики Марий Эл», устанавливая перечень государственных наград республики (статья 2), закрепляет право лиц, их удостоенных, на пользование мерами социальной поддержки со стороны республики (статья 20). При этом законодатель установил право на пользование мерами социальной поддержки как для лиц, удостоенных действующих наград, так и для лиц, награжденных ранее иными наградами, учрежденными органами государственной власти Республики Марий Эл и перечисленными в оспоренной части 2 статьи 20 Закона, то есть для одной категории граждан.

При этом Почетная грамота Марийского обкома КПСС и Совета Министров Марийской АССР в перечень государственных наград республики действующим законодательством не включалась, и, следовательно, не образовывала у их обладателей субъективного права на какие-либо льготы и компенсации.

Таким образом, положения Закона Республики Марий Эл «О государственных наградах Республики Марий Эл» в той мере, в какой они не предоставляют лицам, награжденным Почетной грамотой Марийского обкома КПСС и Совета Министров Марийской АССР права на пользование мерами социальной поддержки, не противоречат положениям Преамбулы Конституции Республики Марий Эл о стремлении к установлению правового государства,  конституционному принципу равенства перед законом (статья 19, часть 1) и установленному ограничению о недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2).

Положения статьи 9 Конституции Республики Марий Эл о социальной политике республики, на которые заявитель ссылается в обоснование своей позиции, к оспариваемым нормам непосредственного отношения не имеют, что свидетельствует об отсутствии оснований считать, что ими затрагиваются и, тем более, нарушаются конституционные права заявителя.

4. Статьей 6 Конституции Республики Марий Эл установлено, что государственная власть в Республике Марий Эл осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-З «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Государственное Собрание Республики Марий Эл – парламент Республики Марий Эл – является высшим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Марий Эл, который при реализации властных полномочий в системе органов государственной власти самостоятелен в пределах своей компетенции. Пересмотр и внесение изменений в действующее законодательство является его исключительной компетенцией, которая не может быть ограничена возможностью применения законодательных положений в судебном деле.

Внесение Государственным Собранием Республики Марий Эл изменений в Закон Республики Марий Эл «О государственных наградах Республики Марий Эл» в связи с принятием Законов Республики Марий Эл от 05 октября 2006 года № 54-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл», от 30 декабря 2006 года № 84-З «Об учреждении ордена «За заслуги перед Марий Эл» и медали ордена «За заслуги перед Марий Эл и внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О государственных наградах Республики Марий Эл», от 31 мая 2007 года № 23-З «Об изменении и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Марий Эл» произведено в рамках полномочий, предоставленных Государственному Собранию Республики Марий Эл Конституцией Республики Марий Эл.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 68, 69, 70 , 71, 75 и 96 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», Конституционный суд Республики Марий Эл постановил:

1. Признать не противоречащими Конституции Республики Марий Эл взаимосвязанные нормативные положения статей 2 и 20 Закона Республики Марий Эл от 31 мая 1994 года № 96-III «О государственных наградах Республики Марий Эл», действующего с изменениями, внесенными Законами Республики Марий Эл от 07 октября 1997 года № 37-З, 10 июня 2002  года №10-З, 06 октября 2006 года № 54-З, 30 октября 2006 года № 84-З, 31 мая 2007 года № 23-З в той мере, в какой они не предоставляют лицам, награжденным Почетной грамотой Марийского обкома КПСС и Совета Министров Марийской АССР, права на пользование мерами социальной поддержки.

2. Признать не противоречащими Конституции Республики Марий Эл  Законы Республики Марий Эл от 05 октября 2006 года № 54-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл», от 30 декабря 2006 года № 84-З «Об учреждении ордена «За заслуги перед Марий Эл» и медали ордена «За заслуги перед Марий Эл» и внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О государственных наградах Республики Марий Эл», от 31 мая 2007 года № 23-З «Об изменении и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Марий Эл» как принятые в соответствии с установленным порядком.

3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

4. Согласно статье 74 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Марий Эл.

Комментарии запрещены.