Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 08 апреля 2014 года

по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пунктов 1 и 2 статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» в связи с жалобой гражданина А.А.Калачёва

город Йошкар-Ола                                                 08 апреля 2014 года

Конституционный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего А.М.Баранова, судей А.В.Бабина, С.В.Масловой, Г.А.Михопаркина,
с участием гражданина Калачёва Александра Александровича, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Марий Эл, представителя заявителя А.А.Свининой, представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл Л.А.Конаковой, представителя Главы Республики Марий Эл И.Н.Шемахина, Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл И.С.Татариновой,
руководствуясь статьей 95 Конституции Республики Марий Эл, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 34, 70, 82, 92, 93 и 95 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл»,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пунктов 1 и 2 статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл».
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина А.А.Калачёва на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл». Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Марий Эл оспариваемые в жалобе нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика С.В.Масловой, объяснения сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл – Е.В.Борисовой, от Министерства юстиции Республики Марий Эл – О.В.Кузьминых и Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл – И.С.Татаринову, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Марий Эл

у с т а н о в и л:

1. В Конституционный суд Республики Марий Эл обратился гражданин А.А.Калачёв с жалобой на отдельные положения Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл». Закон принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 25 ноября 2004 года, подписан Президентом Республики Марий Эл 2 декабря 2004 года, опубликован в газете «Марийская правда» 11 декабря 2004 года № 237 (21892) и определяет в пределах полномочий Республики Марий Эл меры социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, проживающих в Республике Марий Эл.
Пунктами 1 и 2 статьи 6 Закона определены меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, с момента установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, получающим пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), меры социальной поддержки предоставляются по достижении ими возраста 55 лет (женщинам) и 60 лет (мужчинам).
Заявитель в своей жалобе в Конституционный суд указал, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и имеет звание «Ветеран труда», присвоенное ему в октябре 2011 года на основании федерального законодательства. Обращения заявителя в органы социальной защиты с вопросом о предоставлении ему, как ветерану труда, мер социальной поддержки оставлены без удовлетворения со ссылкой на пункт 2 статьи 6 обжалуемого Закона. Решение Йошкар-Олинского городского суда от 27 января 2012 года, которым удовлетворено исковое заявление А.А.Калачёва к Управлению социальной защиты населения и труда в городе Йошкар-Оле о признании права на получение мер социальной поддержки, отменено Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл 3 мая 2012 года, поскольку, по мнению апелляционной инстанции, условием предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, получающим пенсию по иным основаниям, чем предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», является достижение определенного возраста (60 лет для мужчин).
По мнению заявителя, нормативные положения пунктов 1 и 2 статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» не отвечают обращенному к республиканскому законодателю требованию о соблюдении приоритета федерального регулирования, соблюдении конституционных принципов социального государства и справедливости при регулировании вопросов социальной защиты, недопущении ограничения конституционных прав и свобод граждан. А.А.Калачёв полагает, что оспариваемые нормативные положения устанавливают необоснованные различия между ветеранами труда, ущемляют права ветеранов труда, получающих пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», не достигших общеустановленного пенсионного возраста и ранее пользовавшихся такими льготами, что противоречит статьям 7 (часть 1), 9, 18, 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Республики Марий Эл.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются нормативные положения пунктов 1 и 2 статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» в той мере, в какой они увязывают предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, получающим пенсию по иным основаниям, нежели предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с наступлением возраста 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин).
Согласно статье 70 (части 2 и 3) Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» Конституционный суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого нормативного правового акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Конституционный суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части нормативного правового акта, конституционность которого подвергается сомнению. При этом суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2. Доводы, приведенные заявителем в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что конституционность оспариваемых норм им ставится под сомнение ввиду несогласия с различным правовым положением граждан, перешедших на трудовую пенсию или пенсию за выслугу лет.
Действующая в Российской Федерации пенсионная система предполагает наличие различных по своей правовой природе видов пенсионного обеспечения, в том числе трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Условия и порядок назначения трудовой пенсии определены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 1 статьи 7 данного Закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Пунктом 2 части 1 статьи 4 Закона определено, что правом на государственное пенсионное обеспечение обладают военнослужащие. Пенсия за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним лицам, проходящим военную службу по контракту, назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Данный Закон является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан, с учетом специфики прохождения ими военной и другой службы как вида трудовой деятельности и определяет условия назначения пенсии за выслугу лет независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет и более (статья 13).
В силу конституционных положений о разграничении предметов ведения и полномочий (статья 72 Конституции Российской Федерации) в Российской Федерации установлена двухуровневая система нормативно-правового регулирования правоотношений по вопросам оказания мер социальной поддержки: на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, а государственная функция по социальной защите отдельных категорий граждан возлагается как на Российскую Федерацию в целом, так и на субъекты Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» в ранее действовавшей редакции Федерального закона от 8 августа 2001 года № 124-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» было установлено, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», меры социальной поддержки предоставлялись при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости (для мужчин – 60 лет).
Аналогичное правовое регулирование было установлено для ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы в статье 23 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2004 года), согласно которой указанные ветераны приобретали право на льготы, установленные для ветеранов труда, лишь по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
С 1 января 2005 года приведенные нормы действуют в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 153 данного Закона при определении мер социальной поддержки на уровне субъекта Российской Федерации должно быть соблюдено условие о том, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Данное требование федерального законодателя было реализовано при принятии Закона Республики Марий Эл «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл», который определил меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов труда, увязав возможность их предоставления с рядом условий, в частности для лиц, получающих пенсию по иным основаниям, чем установлены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», достижением определенного возраста (для мужчин – 60 лет). Таким образом, положение ветеранов труда не было ухудшено в сравнении с ранее действовавшими федеральными нормами о социальных гарантиях ветеранов труда, и объем предоставлявшихся им социальных гарантий был полностью сохранен.

3. Согласно Конституции Республики Марий Эл человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); социальная политика Республики Марий Эл направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 9, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Эти конституционные положения неразрывно связаны с Всеобщей декларацией прав человека, согласно которой каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (статья 22).
Решение вопросов предоставления социальной защиты является прерогативой законодателя, который самостоятелен при определении мер социальной поддержки, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления. Однако, внося изменения в содержание таких мер, он должен исходить из недопустимости издания в Республике Марий Эл законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2 Конституции Республики Марий Эл), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех жителей республики конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан – получателей мер социальной поддержки.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3).
Реализуя указанное расходное обязательство, субъект Российской Федерации самостоятельно с учетом сложившихся социально-экономических условий и финансовых возможностей вправе определить критерии и условия предоставления мер социальной поддержки.
При этом законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе конкретных способов и объемов социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, определении критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года № 17-П). Следовательно, различие в правовом регулировании вопросов социального обеспечения отдельных субъектов Российской Федерации не может рассматриваться как выходящее за пределы конституционно допустимого усмотрения республиканского законодателя.
Оспариваемые заявителем положения статьи 6 Закона Республики Марий Эл «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл», фактически воспроизводящие положение пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 8 августа 2001 года № 124-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах», закрепляют в качестве условия предоставления ветеранам труда мер социальной поддержки достижение ими пенсионного возраста, предполагающее утрату трудоспособности, а следовательно, направлены на обеспечение адресности социальной защиты названной категории граждан. Такое правовое регулирование распространено в равной мере на всех лиц, которым присвоено звание «Ветеран труда», и не может рассматриваться как нарушающее права заявителя, не достигшего возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
Таким образом, нормативные положения пунктов 1 и 2 статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» в полной мере обеспечивают реализацию принципов социального государства, не ограничивают права и свободы человека и гражданина и не противоречат Конституции Республики Марий Эл.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 68, 69, 70, 71, 75 и 96 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», Конституционный суд Республики Марий Эл

п о с т а н о в и л:

1. Признать пункты 1 и 2 статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» соответствующими Конституции Республики Марий Эл.
2.  Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Копию настоящего Постановления направить гражданину А.А.Калачёву, в Государственное Собрание Республики Марий Эл, Главе Республики Марий Эл.
4. Согласно статье 74 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Марий Эл.

Конституционный суд
Республики Марий Эл

Комментарии запрещены.