Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 22 апреля 2014 года

по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта 1 статьи 14.1 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» в связи с жалобой гражданина В.Г.Житкевича

Конституционный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего А.М.Баранова, судей А.В.Бабина, С.В.Масловой, Г.А.Михопаркина,
с участием гражданина Житкевича Вячеслава Геронимовича, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Марий Эл, представителя заявителя Б.Л.Краснова, представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл Л.А.Конаковой, представителя Главы Республики Марий Эл И.Н.Шемахина,
руководствуясь статьей 95 Конституции Республики Марий Эл, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 34, 70, 82, 92, 93 и 95 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл»,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта 1 статьи 14.1 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл».
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина В.Г.Житкевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 14.1 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл». Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Марий Эл оспариваемое в жалобе нормативное положение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.А.Михопаркина, объяснения сторон, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл – Н.И.Суворовой, от Министерства юстиции Республики Марий Эл – С.Г.Кузнецовой, от Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл – Е.В.Мухи, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Марий Эл

установил:

1. Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 25 ноября 2004 года, подписан Президентом Республики Марий Эл 2 декабря 2004 года, опубликован в газете «Марийская правда» 11 декабря 2004 года № 237 (21892) и определяет в пределах полномочий Республики Марий Эл меры социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, проживающих в Республике Марий Эл.
Пунктом 1 статьи 14.1 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-3 «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» установлено, что гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, указанным в статьях 5–7 настоящего Закона, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору гражданина, но в объеме не меньшем, чем предоставлено по каждому из оснований. Суммирование одинаковых мер социальной поддержки не допускается.
Конституционность указанной нормы оспаривает гражданин В.Г.Житкевич, являющийся ветераном труда и инвалидом второй степени ограничения способности к трудовой деятельности, имеющий право на предоставление мер социальной поддержки в виде определенного набора социальных услуг и денежных выплат. Как следует из представленных заявителем материалов, в декабре 2005 года В.Г.Житкевичу было отказано в предоставлении права на компенсацию проезда на общественном транспорте как ветерану труда в связи с тем, что с августа 2005 года ему, как инвалиду, в соответствии с действующим законодательством предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в области транспортного обслуживания в виде ежемесячных денежных выплат.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 октября 2011 года, оставленным в силе определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 6 декабря 2011 года, отказано в удовлетворении исковых требований В.Г.Житкевича о взыскании денежных средств и возложении на органы социальной защиты обязанности предоставить меру социальной поддержки в виде компенсации за проезд на общественном транспорте как ветерану труда.
По мнению заявителя В.Г.Житкевича, пункт 1 статьи 14.1 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-3 «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» противоречит Конституции Республики Марий Эл.
Нарушение конституционных прав заявитель усматривает в том, что законы, принимаемые в республике, не должны отменять или умалять права и свободы человека и гражданина, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл и федеральному законодательству. Заявитель полагает, что установленное Законом Республики Марий Эл «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» нормативное положение о том, что гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору гражданина, но в объеме не меньшем, чем предоставлено по каждому из оснований, ограничивает конституционные права и свободы человека и гражданина и поэтому противоречит статьям 9, 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Республики Марий Эл.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является нормативное положение пункта 1 статьи 14.1 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл».
Согласно статье 70 (части 2 и 3) Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» Конституционный суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого нормативного правового акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Конституционный суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части нормативного правового акта, конституционность которого подвергается сомнению. При этом суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Конституционный суд Республики Марий Эл решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов (статья 3, часть 2).

2. В соответствии с Конституцией Республики Марий Эл в Республике Марий Эл охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 9); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Эти конституционные нормативные положения согласуются с международными правовыми нормами, в частности с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года), согласно которой каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Вместе с тем Конституция Республики Марий Эл не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемые тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции республиканского законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, и вправе осуществлять выбор тех или иных мер социальной защиты, определять круг получателей, порядок и условия их предоставления.
Конституция Российской Федерации социальную защиту, включая социальное обеспечение, относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статья 76, части 2 и 5).
Конкретизируя конституционные положения о полномочиях субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определил, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3). В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, принимая Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл», Государственное Собрание Республики Марий Эл реализовало свои полномочия, предоставленные федеральным законодательством и Конституцией Республики Марий Эл (статья 73, часть 2).

3. Действуя в пределах предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в сфере социальной защиты, законодатель Республики Марий Эл, принимая Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл», предусматривающий конкретные меры социальной поддержки ветеранам труда и приравненным к ним лицам (статья 6), закрепил правило, согласно которому гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, указанным в статьях 5–7 Закона, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору гражданина, но в объеме не меньшем, чем предоставляются по каждому из оснований. Суммирование одинаковых мер социальной поддержки не допускается (пункт 1 статьи 14.1), а гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки по настоящему Закону и по иным основаниям, определенным законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются в том случае, если гражданину данные меры не предоставляются по иным основаниям, определенным законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл (пункт 2 статьи 14.1).
Данные нормативные положения увязываются с закрепленным в Федеральном законе от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» общим правилом, распространяющимся на все категории ветеранов, в том числе на ветеранов труда, о необходимости выбора основания предоставления мер социальной поддержки при наличии у ветерана права на их получение по нескольким основаниям (пункт 3 статьи 13, пункт 2 статьи 23.1), а также с нормами международного права, в частности с Конвенцией Международной Организации Труда № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» от 21 июня 1982 года. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 названной Конвенции, если Государство – член Организации – должно на основании двух или нескольких актов предоставить одному и тому же лицу пособия одинакового характера, то оно обязано предоставить пособие, в наибольшей степени отвечающее интересам данного лица.
Аналогичное правило закрепил Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с частью 3 статьи 28.1 данного Закона, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-I), Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Заявитель В.Г.Житкевич, как инвалид II группы, 29 июня 2005 года обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Йошкар-Оле с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которое было удовлетворено. Тем самым В.Г.Житкевич реализовал свое право выбора мер социальной поддержки по федеральному закону.
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного для него основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 года № 295-О, от 24 января 2008 года № 47-О-О, от 19 февраля 2009 года № 159-О-О).
Таким образом, оспариваемое нормативное положение пункта 1 статьи 14.1 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» обеспечивает принцип равенства граждан в осуществлении права на получение различных мер социальной поддержки и социальную справедливость в распределении государственных финансовых ресурсов и не нарушает конституционные права и свободы человека и гражданина и тем самым соответствует Конституции Республики Марий Эл.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 68, 69, 70, 71, 75 и 96 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», Конституционный суд Республики Марий Эл

п о с т а н о в и л:

1. Признать пункт 1 статьи 14.1 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» соответствующим Конституции Республики Марий Эл.

2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

3. Копию настоящего Постановления направить гражданину В.Г.Житкевичу, в Государственное Собрание Республики Марий Эл, Главе Республики Марий Эл.

4. Согласно статье 74 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Марий Эл.

Конституционный суд
Республики Марий Эл

Комментарии запрещены.