Постановление Конституционного Суда Республики Марий Эл от 29 июня 2000 года

по делу о проверке конституционности постановления Главы администрации Оршанского района Республики Марий Эл «Об установлении обязательных отчислений для обеспечения пожарной безопасности» от 5 июля 1996 года N 187.

Конституционный Суд Республики Марий Эл в составе председательствующего З.В.Эргубаева, судей Л.С.Топоровой, Л.С.Егошиной, с участием Кириллова А.И. и Волкова А.И. – представителей открытого акционерного общества «Мартелком» – стороны, направившей обращение в Конституционный Суд Республики Марий Эл; Иванкова Н.В. – представителя Главы администрации Оршанского района Республики Марий Эл – стороны, принявшей постановление; Романовой Н.М. – постоянного представителя Президента и Правительства Республики Марий Эл в Конституционном Суде Республики Марий Эл;

руководствуясь статьей 95 (пункт 4) Конституции Республики Марий Эл, подпунктом «г» пункта 1 статьи 3, статьями 34, 92, 93, 94, 95 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл», рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности постановления Главы администрации Оршанского района Республики Марий Эл «Об установлении обязательных отчислений для обеспечения пожарной безопасности» от 5 июля 1996 года N 187.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба открытого акционерного общества «Мартелком» о признании неконституционным постановления Главы администрации Оршанского района Республики Марий Эл «Об установлении обязательных отчислений для обеспечения пожарной безопасности» от 5 июля 1996 года N 187.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Марий Эл этот нормативный правовой акт.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.С.Егошиной, объяснения сторон, выступления приглашенных: Куклина А.И. – представителя Управления государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Марий Эл; Полушиной Н.Г. – представителя Министерства юстиции Республики Марий Эл, исследовав представленные сторонами документы и другие материалы, Конституционный Суд Республики Марий Эл установил:

1. Постановление «Об установлении обязательных отчислений для обеспечения пожарной безопасности» N 187 принято Главой администрации Оршанского района Республики Марий Эл 5 июля 1996 года, в местной печати не опубликовано.

Оспариваемое Постановление установило обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по капитальному строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий и сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджета района. Согласно данному Постановлению отчисления производятся в целях выполнения задач, возложенных на государственную противопожарную службу. Контроль за выполнением указанного Постановления возложен на начальника государственной пожарной части (ГПЧ-18).

Открытое акционерное общество «Мартелком» оспаривает конституционность постановления Главы администрации Оршанского района от 5 июля 1996 года N 187 и утвержденного им Положения о порядке обязательных отчислений для выполнения возложенных на Государственную противопожарную службу задач и считает, что установленные отчисления, по сути, являются налогом, зачисляются на расчетный счет органов пожарной безопасности и направляются на содержание этих органов.

Заявитель считает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям статьи 2 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ и принят с нарушением статей 2, 17, 19, 35, 54, 55, 57 Конституции Республики Марий Эл.

2. В соответствии с пунктом 4 статьи 95 Конституции Республики Марий Эл Конституционный Суд Республики Марий Эл по жалобам граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Марий Эл, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Согласно уставу общество «Мартелком» – это юридическое лицо, созданное в форме открытого акционерного общества, объединяющего филиалы и представительства, является коммерческой организацией, целью которой является оказание услуг связи и извлечение прибыли.

Оршанский районный узел электросвязи является филиалом открытого акционерного общества «Мартелком», наделено имуществом, принадлежащим обществу, целью его деятельности является также оказание услуг связи и извлечение прибыли. Оршанский районный узел электросвязи юридическим лицом не является.

Право акционерных обществ на обращение с жалобой в Конституционный Суд обосновано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 1996 года по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах».

Открытое акционерное общество «Мартелком» – это объединение граждан, которые совместно реализуют конституционные права, в том числе право свободно использовать свои способности и имущество для коммерческой деятельности в виде оказания услуг физическим лицам и организациям по обеспечению связи, а также право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами.

ОАО «Мартелком» считает, что взимаемые с общества отчисления на обеспечение пожарной безопасности являются налогом. Налогоплательщиками в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (статья 19).

Таким образом, на открытое акционерное общество «Мартелком» в полной мере распространяются требования статьи 57 Конституции Республики Марий Эл, которая обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы, и положения Конституции Республики Марий Эл, гарантирующие права граждан.

В соответствии со статьей 93 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» жалоба на нарушение нормативным актом конституционных прав и свобод допустима, если:

1) нормативный акт затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2) нормативный акт применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применявшем нормативный акт.

Нарушение статьи 57 Конституции Республики Марий Эл затрагивает ряд конституционных прав граждан: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, право частной собственности и связанный с этими правами конституционный принцип единства экономического пространства (статьи 10, 34, 35 Конституции Республики Марий Эл).

Обжалованное постановление Главы администрации Оршанского района Республики Марий Эл «Об установлении обязательных отчислений для обеспечения пожарной безопасности» от 5 июля 1996 года N 187, которым установлены отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по капитальному строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий и сооружений и других объектов является нормативным правовым актом, так как носит обязательный характер для всех плательщиков данных отчислений, распространяется на широкий круг физических и юридических лиц, в том числе и на юридическое лицо ОАО «Мартелком», в частности, на филиал этого общества – Оршанский районный узел электросвязи.

Постановлением старшего Государственного инспектора по пожарному надзору Оршанского района от 14 марта 2000 года была приостановлена эксплуатация Оршанского районного узла электросвязи ОАО «Мартелком» с 15 марта 2000 года. Одной из причин принятого решения было неперечисление для обеспечения пожарной безопасности 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по реконструкции административных помещений.

17 марта 2000 года ОАО «Мартелком» перечислило Управлению Государственной противопожарной службы МВД Республики Марий Эл 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по реконструкции помещений здания Оршанского районного узла электросвязи. Таким образом, оспариваемое постановление Главы администрации Оршанского района Республики Марий Эл от 5 июля 1996 года N 187 было применено к ОАО «Мартелком».

С учетом изложенного жалоба открытого акционерного общества «Мартелком» отвечает критериям допустимости, установленным Законом Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» (статья 93).

3. Согласно статье 70 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» Конституционный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

В силу требований статьи 82 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» Конституционный Суд устанавливает соответствие Конституции Республики Марий Эл постановления Главы администрации Оршанского района от 5 июля 1996 года N 187 по содержанию, по форме акта, по порядку принятия и опубликования, с точки зрения разграничения компетенции между органами местного самоуправления.

Исходя из содержания постановления Главы администрации Оршанского района Республики Марий Эл «Об установлении обязательных отчислений  для обеспечения пожарной безопасности» от 5 июля 1996 года  N187 оно принято в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ с изменениями и дополнениями и постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 1996 года N 209.

Разрешение вопроса о конституционности оспариваемого Постановления требует установления правовой природы этого отчисления. В соответствии со статьей 8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Установленные оспариваемым постановлением Главы администрации Оршанского района Республики Марий Эл от 5 июля 1996 года N 187 отчисления для выполнения возложенных на государственную противопожарную службу задач носят обязательный характер.

Обязательность обеспечивается установленной ответственностью. В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке обязательных отчислений для выполнения возложенных на Государственную противопожарную службу задач за каждый просроченный день с плательщика взимается пеня в размере 0,5 процента от суммы, подлежащей перечислению. Управлению государственной противопожарной службы МВД республики предоставлено право на взыскание недоимки и пени в бесспорном порядке. Кроме того, Положением предусмотрен последующий контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налоговыми органами в ходе документальных проверок плательщиков.

Законом Республики Марий Эл «О регулировании отношений в области пожарной безопасности Республики Марий Эл» от 4 января 2000 года N5-З установлена административная ответственность за неперечисление обязательных отчислений в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции, расширению и техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов до ввода их в эксплуатацию (статья 12).

Платежи в виде установленных отчислений осуществляются в индивидуальном порядке. Плательщиками являются юридические и физические лица независимо от их организационно-правовых форм. Условием, исключающим эти отчисления, согласно Постановлению является производство перечисленных работ за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджета района, а также производство работ, финансируемых за счет средств медицинского страхования, производство работ по объектам пожарной охраны, по объектам, строительство которых ведется на территории предприятий, охраняемых по договорам подразделениями военизированной пожарной охраны (пункты 2, 5 Положения «О порядке обязательных отчислений для выполнения возложенных на Государственную противопожарную службу задач»).

Взимание отчислений не связано с оказанием плательщикам услуг, удовлетворением конкретных интересов, предоставлением прав, выгод, то есть эти платежи носят безвозмездный характер.

Отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости перечисленных в Постановлении работ представляет собой отчуждение денежной собственности. Кроме того, плательщики не вправе осуществлять свои права собственника до внесения отчислений, так как утверждение актов госкомиссий главой администрации района и оформление статистической регистрации о вводе объектов в эксплуатацию производится после выполнения заказчиками вышеуказанных обязательных отчислений (пункт 6 Положения). Отчисляемые денежные средства направляются для выполнения задач, возложенных на государственную противопожарную службу. Обязательные отчисления перечисляются на внебюджетный счет «Пожарная безопасность» Управления государственной противопожарной службы МВД Республики Марий Эл (пункт 6 Положения).

Таким образом, обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях обеспечения деятельности государственной противопожарной службы являются налоговыми платежами. Правовой режим этого платежа должен определяться налоговым законодательством.

4. Установление налогов должно соответствовать конституционным принципам налогообложения. К ним относятся: обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя (статья 71 пункт «ж» Конституции Российской Федерации).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «и» части 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации.

Закон Республики Марий Эл «О налогах и платежах в Республике Марий Эл» от 09 июля 1992 года N 338-III с изменениями и дополнениями исходит из общих положений, закрепленных частью первой Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года N 2118-1 с изменениями и дополнениями, определяет принципы построения налоговой системы в Республике Марий Эл, устанавливает перечень республиканских и местных налогов.

Провозглашенное статьей 100 Конституции Республики Марий Эл право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы предполагает введение их на территории соответствующего муниципального образования в точном соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Республики Марий Эл в сфере налогообложения. Это означает, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить те местные налоги, которые перечислены в статье 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Обоснование этого положения приведено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 1998 года по запросу Ленинского районного суда города Оренбурга и Центрального районного суда города Кемерово о проверке конституционности статьи 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Подпункт «б» пункта 1 статьи 21 Закона Республики Марий Эл «О налогах и платежах в Республике Марий Эл», предусматривают возможность установления представительными органами местного самоуправления целевых сборов, в том числе на выполнение возложенных на государственную противопожарную службу задач. Однако правовая природа этих сборов и размер их ставок отличны от введенных оспоренным Постановлением платежей.

Принятый 31 июля 1998 года Федеральный Закон «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» N 147-ФЗ установил, что до введения в действие статей 13, 14, 15 части первой Кодекса, налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджеты или внебюджетные фонды, не предусмотренные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», не взимаются. Требования Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ о недопустимости взимания не установленных Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» платежей полностью распространяются и на отчисления, установленные оспариваемым Постановлением.

Таким образом, отчисления, предусмотренные постановлением Главы администрации Оршанского района Республики Марий Эл «Об установлении обязательных отчислений для обеспечения пожарной безопасности» от 5 июля 1996 года N 187, установлены с нарушением принципа единства экономического пространства (статья 10 Конституции Республики Марий Эл), который предопределяет единую налоговую политику, единство налоговой системы и равное налоговое бремя, с нарушением гарантий прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34 Конституции), права частной собственности (статья 35  Конституции), не могут быть признаны законно установленными, как это предусмотрено статьей 57 Конституции Республики Марий Эл.

Не может быть признано законно установленным оспоренное Постановление и по форме нормативного правового акта. В соответствии со статьей 20 Закона Республики Марий Эл «Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл» от 31 декабря 1996 года N 10-З с изменениями и дополнениями, установление местных налогов и сборов отнесено к исключительной компетенции районного (городского) собрания – представительного органа местного самоуправления. Введение предусмотренных оспоренным Постановлением обязательных платежей решением Главы местного самоуправления противоречит принципу разграничения полномочий представительных органов местного самоуправления и глав местного самоуправления.

Установленная оспариваемым Постановлением обязанность платить отчисления для обеспечения пожарной безопасности затронула ряд конституционных прав граждан. С учетом требований, предусмотренных Конституцией Республики Марий Эл (пункт 3 статьи 7) любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Эти положения распространяются и на решения представительного органа местного самоуправления, постановления главы местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 3 статьи 27 Закона Республики Марий Эл «Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл»).

Текст постановления Главы администрации Оршанского района «Об установлении обязательных отчислений для обеспечения пожарной безопасности» от 5 июля 1996 года N 187 и утвержденного им Положения о порядке обязательных отчислений для выполнения возложенных на Государственную противопожарную службу задач, как того требует пункт 3 статьи 7 Конституции Республики Марий Эл, не публиковался. Информационное сообщение в газете Оршанского района «Вперед» N 39 от 3 августа 1996 года о введении на территории района указанных обязательных платежей не может рассматриваться как официальное опубликование нормативного правового акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 68, 69, 70, 71, 95, 96 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» Конституционный Суд Республики Марий Эл постановил:

1. Признать не соответствующим Конституции Республики Марий Эл, ее статьям 7, 10, 34, 35, 57, 100 постановление Главы администрации Оршанского района Республики Марий Эл «Об установлении обязательных отчислений для обеспечения пожарной безопасности» от 5 июля 1996 года N187.

2. Признанное Конституционным Судом Республики Марий Эл неконституционным постановление Главы администрации Оршанского района Республики Марий Эл «Об установлении обязательных отчислений для обеспечения пожарной безопасности» от 5 июля 1996 года N 187 утрачивает силу на основании Конституции Республики Марий Эл (статья 95 пункт 6) и Закона Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» (статья 75 часть 3).

3. Признание Конституционным Судом Республики Марий Эл постановления Главы администрации Оршанского района «Об установлении обязательных отчислений для обеспечения пожарной безопасности» от 5 июля 1996 года N 187 неконституционным на основании Закона Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» (часть 2 статьи 83) является основанием отмены в установленном порядке положений других актов, основанных на акте, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом жалобы. Положение этих актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

4. Согласно статье 75 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» постановление окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

5. Согласно статье 74 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» постановление подлежит незамедлительному опубликованию в Собрании законодательства Республики Марий Эл, газетах «Марийская правда», «Марий Эл».

Комментарии запрещены.