Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 26 марта 2010 года

по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года №13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл» в связи с жалобой гражданина Кудряшова Юрия Александровича.

Конституционный суд Республики Марий Эл в составе Председателя З.В.Эргубаева, судей А.В.Бабина, С.В.Масловой, Л.С.Топоровой, с участием гражданина Ю.А.Кудряшова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Марий Эл, представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл Е.П.Поповой, представителя Президента Республики Марий Эл Е.П.Бурдо, руководствуясь статьей 95 Конституции Республики Марий Эл, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 34, 70, 82, 92, 93 и 95 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года №13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Ю.А.Кудряшова на нарушение его конституционных прав статьей 3 Закона Республики Марий Эл «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл». Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Марий Эл оспариваемые в жалобе законоположения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика С.В.Масловой, объяснения сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: от Прокурора Республики Марий Эл – А.А.Назарова, от Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл – А.Л.Отмахова, от Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл – В.М.Жирнова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Марий Эл  установил:

1. Оспариваемый Закон, действующий в редакции законов Республики Марий Эл от 06 июля 2006 г. №37-З, 06 марта 2008 г. №4-З, 29 апреля 2008 г. №16-З, принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 28 апреля 2005 года, подписан Президентом Республики Марий Эл 11 мая  2005  года  и опубликован в газете «Марийская правда» от 14 мая 2005 г. №84.

Закон определяет категорию граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Республики Марий Эл, порядок определения органами местного самоуправления размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности каждого члена семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, регулирует другие жилищные отношения.

Статья 3 Закона устанавливает, что для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане или их законные представители подают в орган местного самоуправления заявление о принятии на учет по установленной форме. К заявлению в числе иных необходимых документов прилагается решение органа местного самоуправления о признании заявителя малоимущим (для граждан, встающих на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда).

Йошкар-Олинский городской суд решением от 21 мая 2009 года, вступившим в законную силу, отказал Ю.А. Кудряшову в удовлетворении исковых требований о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма. В обоснование принятого решения суд общей юрисдикции указал, что органы местного самоуправления в Республике Марий Эл не наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Как следует из статей 70, 92, 93 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», Конституционный суд Республики Марий Эл принимает решение только по предмету, указанному в жалобе гражданина, и лишь в отношении тех оспариваемых законоположений, которые затрагивают права и свободы заявителя и применены или подлежат применению в его деле; принимая решение, Конституционный суд Республики Марий Эл оценивает как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Конституционный суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в той части акта, конституционность которого подвергается сомнению. При этом суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Заявитель по настоящему делу – гражданин Ю.А.Кудряшов, являющийся инвалидом, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, просит признать не соответствующей статьям 7 (часть 1), 17 (часть 1), 40 (часть 2), 55 (часть 2) Конституции Республики Марий Эл статью 3 Закона Республики Марий Эл «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл», поскольку она, по его мнению, вопреки нормам федерального законодательства не позволяет реализовать его право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Кроме того, заявитель выразил убеждение в том, что конституционным положениям не соответствует правоприменительная практика судов общей юрисдикции по применению статьи 3 оспоренного Закона, исключающая ведение органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда.

Жалоба Ю.А.Кудряшова отвечает критерию допустимости лишь в части, касающейся оспаривания конституционности статьи 3 Закона Республики Марий Эл «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл». Проверка практики применения судами общей юрисдикции законов и иных нормативных правовых актов в компетенцию Конституционного суда Республики Марий Эл, как она определена Законом Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл»,  не входит. Такая проверка может быть осуществлена в порядке, предусмотренном  гражданским процессуальным законодательством, вышестоящими судами общей юрисдикции.

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются нормативные положения статьи 3 Закона Республики Марий Эл «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл» постольку, поскольку они, по мнению заявителя, препятствуют в реализации его права быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

2. Обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «а», «б», «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Конституция Республики Марий Эл провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства (статья 2). Законы Республики Марий Эл не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 7 Конституции Республики Марий Эл).

К числу конституционно признаваемых и защищаемых прав и свобод человека и гражданина относится право на государственную поддержку инвалидов, которому корреспондирует обязанность государства предоставить жилище малоимущим, иным указанным в законе гражданам, в нем нуждающимся, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 2 статьи 9, часть 3 статьи 40 Конституции Республики Марий Эл).

Вытекающая из положений статьи 18 Конституции Республики Марий Эл обязанность республики обеспечить реализацию мер социальной защиты инвалидов, установленных как федеральным, так и республиканским правовым регулированием, предполагает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления при принятии законов и иных нормативных правовых актов должны гарантировать соблюдение прав граждан в полном объеме.

3. Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договору социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, где в пункте 4 предусмотрено, что таковыми признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде регулируется статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса категории граждан, а принятие их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Статья 3 Закона Республики Марий Эл «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республики Марий Эл» не содержит в своих правовых предписаниях норм, противоречащих положениям Жилищного кодекса Российской Федерации. Из смысла и содержания данной статьи в системной связи с приведенными выше нормами федерального жилищного законодательства следует, что орган местного самоуправления при наличии оснований принимает решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не только из муниципального жилищного фонда, но и государственного жилищного фонда, включая жилищный фонд Российской Федерации. Подтверждение статуса малоимущего является условием признания нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом лишь из муниципального жилищного фонда, что находится в полном соответствии с требованиями федерального законодательства.

Реализуя конституционную обязанность заботиться о благополучии граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, республиканский законодатель при регулировании жилищных отношений в Республике Марий Эл не вышел за пределы предоставленных ему полномочий. Нормативные положения статьи 3 Закона Республики Марий Эл «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл» находятся в полном соответствии с конституционными предписаниями в социальной сфере, и не отменяют права и свободы человека и гражданина, сами по себе не создают препятствий для реализации права инвалидов на получение жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (при условии соблюдения общих требований федерального жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении).

Таким образом, положения статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года №13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл» соответствуют Конституции Республики Марий Эл.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 68, 69, 70 , 71, 75 и 96 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», Конституционный суд Республики Марий Эл постановил:

1. Признать не противоречащими Конституции Республики Марий Эл, ее статьям 2, 7 (часть 1), 9 (часть 2), 18, 40 (часть 3) нормативные положения статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года №13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл», поскольку эти положения в системе действующего правового регулирования не препятствуют в реализации конституционных прав инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий Перечень, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, и не исключают обязанности органов местного самоуправления принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из государственного жилищного фонда.

Конституционно-правовой смысл указанных положений Закона Республики Марий Эл «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл», выявленный Конституционным судом Республики Марий Эл в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

2. Прекратить производство по настоящему делу в части, касающейся проверки конституционности практики применения судами общей юрисдикции статьи 3 Закона Республики Марий Эл, ввиду неподведомственности Конституционному суду Республики Марий Эл.

3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

4. Согласно статье 74 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Марий Эл.

Комментарии запрещены.