Определение Конституционного суда Республики Марий Эл от 8 июня 2001 года

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Совета Мари-Турекской районной организации ОПОО – партии «Единство» о проверке конституционности части 2 статьи 11 Закона Республики Марий Эл «О выборах в Республике Марий Эл», части 2 статьи 4 и абзаца первого части 2 статьи 32 Устава муниципального образования «Мари-Турекский район Республики Марий Эл».

Конституционный Суд Республики Марий Эл в составе Председателя З.В.Эргубаева, судей Л.С.Топоровой, Л.С.Егошиной, рассмотрев жалобу Совета Мари-Турекской районной организации ОПОО – партии «Единство» о проверке конституционности части 2 статьи 11 Закона Республики Марий Эл «О выборах в Республике Марий Эл», части 2 статьи 4 и абзаца первого части 2 статьи 32 Устава муниципального образования Мари-Турекский район Республики Марий Эл» установил:

1. Совет Мари-Турекской районной организации ОПОО – партии «Единство» обратился в Конституционный Суд Республики Марий Эл с жалобой, в которой оспаривает конституционность части 2 статьи 11 Закона Республики Марий Эл «О выборах в Республике Марий Эл», воспроизводящие положения указанной нормы часть 2 статьи 4, абзац первый части 2 статьи 32 Устава муниципального образования «Мари-Турекский район Республики Марий Эл», а так же абзац первый части 2 статьи 32 Устава в части представления Президентом Республики Марий Эл кандидатуры на должность Главы муниципального образования Мари-Турекскому районному собранию из их состава.

Заявитель считает, что часть 2 статьи 11 оспариваемого Закона и часть 2 статьи 4, абзац первый части 2 статьи 32 Устава, предусматривающие возможность выборов главы местного самоуправления муниципального образования соответствующим представительным органом местного самоуправления из своего состава, а также абзац первый пункта 2 статьи 32 Устава, предусматривающая представление кандидатуры на выборную должность только Президентом Республики Марий Эл, лишают Совет Мари-Турекской районной организации ОПОО – партии «Единство», как избирательное объединение граждан района, права на участие в выборах главы местного самоуправления Мари-Турекского района.

2. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления, защита прав и свобод человека и гражданина, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения должны соответствовать регулирующим аналогичные вопросы федеральным законам.

Пункт 2 статьи 11 Закона Республики Марий Эл «О выборах в Республике Марий Эл» воспроизводит положения части 2 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не устанавливает собственного правового регулирования, отличного от гарантированного федеральным законом. Устанавливая право органов местного самоуправления самостоятельно решать вопросы порядка выборов главы местного самоуправления соответствующего муниципального образования, законодатель развил закрепленные Конституцией Республики Марий Эл гарантии местного самоуправления на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, включая самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления, осуществление местного самоуправления гражданами как непосредственно, так и через выборные и другие органы местного самоуправления. И указанный Федеральный закон, и оспоренный Закон Республики Марий Эл «О выборах в Республике Марий Эл» предусматривают возможность выборов главы местного самоуправления как населением соответствующего муниципального образования непосредственно, так и представительным органом муниципального образования из своего состава. Таким образом, никакой неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Марий Эл оспоренное положение части 2 статьи 11 Закона Республики Марий Эл «О выборах в Республике Марий Эл» в части самостоятельного решения населением муниципального образования порядка выборов главы местного самоуправления, не имеется.

Содержащееся в оспариваемых части 2 статьи 4 и абзаце втором части 2 статьи 32 Устава положение, предусматривающее оба варианта выборов главы местного самоуправления муниципального образования не относится к конституционным.

Определение конкретной формы выборов главы местного самоуправления лежит на населении непосредственно в случае принятия Устава на местном референдуме, либо на представительном органе соответствующего муниципального образования, принявшем Устав, в данном случае Мари-Турекским районным собранием.

Решением Мари-Турекского районного собрания – представительного органа местного самоуправления муниципального образования «Мари-Турекский район Республики Марий Эл» от 31 мая 2001 года N 41 в оспоренный абзац первый части 2 статьи 32 Устава внесены изменения, согласно которым выборы главы местного самоуправления района осуществляются непосредственно населением района. Вместе с тем, оспоренное положение части 2 статьи 4 Устава осталось без изменений, что не согласуется с указанным решением Мари-Турекского районного собрания.

3. Вопросы местной публичной власти, включающей пределы прав высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования органов муниципальных образований, уже являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

В Постановлении от 1 февраля 1996 года, Постановлении от 24 января 1997 года, Постановлении от 15 января 1998 года, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что организация публичной власти на местах должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и вытекающим из этих основ принципам демократии и децентрализации власти, распространяющимся также на порядок формирования органов местного самоуправления муниципального образования.

Закрепленная Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Марий Эл гарантия организации местного самоуправления означает обязанность как законодателя субъекта Российской Федерации, так и органов местного самоуправления обеспечить безусловное право населения, избранных им представительных органов местного самоуправления самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти и государственных должностных лиц формировать органы местного самоуправления, в том числе избирать главу администрации муниципального образования.

Таким образом, положение оспоренного абзаца первого части 2 статьи 32 Устава, предусматривающей представление кандидатуры на выборную должность только Президентом Республики Марий Эл, являются аналогичными тем положениям, которые были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 87 Федерального конституционного закона Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации» признание закона субъекта Российской Федерации либо его отдельных положений не соответствующими Конституции Российской Федерации порождает обязанность отмены в установленном порядке аналогичных положений, содержащихся в других актах, в том числе в уставах и иных нормативных актах органов местного самоуправления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 41, 68, 69, 70, 71 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» Конституционный Суд определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Совета Мари-Турекской районной организации ОПОО – партии «Единство» о проверке конституционности части 2 статьи 11 Закона Республики Марий Эл «О выборах в Республике Марий Эл», части 2 статьи 4 и абзаца первого части 2 статьи 32 Устава муниципального образования «Мари-Турекский район Республики Марий Эл»

Положение абзаца первого части 2 статьи 32 Устава муниципального образования «Мари-Турекский район Республики Марий Эл», как содержащие положения, какие ранее были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежат отмене в установленном порядке.

2. Определение Конституционного Суда Республики Марий Эл по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

3. В соответствии со статьей 74 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» настоящее определение подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Марий Эл и Мари-Турекской районной газете «Пламя».

Комментарии запрещены.