Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 23 марта 2015 года

по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 июля 2013 года № 223 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» в связи с жалобой гражданина С.В.Винокурова

Конституционный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего А.М.Баранова, судей А.В.Бабина, С.В.Масловой, Г.А.Михопаркина,

с участием гражданина С.В.Винокурова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Марий Эл, представителя Правительства Республики Марий Эл Л.Д.Закировой, представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл Л.А.Конаковой, представителей Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Э.В.Вареновой и А.Л.Отмахова, Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл И.С.Татариновой, представителя Прокурора Республики Марий Эл А.А.Назарова,

руководствуясь статьей 95 Конституции Республики Марий Эл, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 34, 70, 92 и 95 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 июля 2013 года № 223 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Винокурова Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав оспариваемым нормативным положением. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Марий Эл оспариваемое в жалобе нормативное положение.

Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Бабина, объяснения сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл Э.В.Вареновой и А.Л.Отмахова, от Прокурора Республики Марий Эл А.А.Назарова, Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл И.С.Татариновой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Марий Эл

у с т а н о в и л:

1. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 17 июля 2013 года № 223, действующее с изменениями и дополнениями от 01 апреля 2014 года, устанавливает минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Текст постановления опубликован в газете «Марийская правда. Официальный еженедельник» от 26 июля 2013 г. № 29(180). Пунктом 1 указанного постановления минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по Республике Марий Эл установлен в сумме 4,20 рубля с 1 квадратного метра общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.

Конституционность названного нормативного положения оспаривает гражданин С.В.Винокуров, полагающий, что оно противоречит Конституции Республики Марий Эл, ее статьям 7 (часть 1), 19 (часть 1), 35 (части 1 и 3) и 84 (часть 2), поскольку не соответствует федеральному правовому регулированию, нарушает конституционный принцип равноправия граждан перед законом и судом, принцип конституционных гарантий права частной собственности, а также нарушает компетенцию Правительства Республики Марий Эл. Нарушение оспариваемым нормативным положением конституционных прав и свобод заявитель связывает с тем, что размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах установлен без учета месторасположения многоквартирного дома, уровня его благоустройства, конструктивных и технических параметров дома.

Исходя из этого, предметом рассмотрения по настоящему делу является нормативное положение пункта 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 июля 2013 года № 223 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме». В силу статьи 70 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» Конституционный суд, принимая решение по делу, оценивает как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

Конституционный суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в той части нормативного правового акта, конституционность которого подвергается сомнению. При этом суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2. Конституцией Республики Марий Эл закреплен принцип единства правовой системы Российской Федерации, согласно которому принимаемые в республике законы и иные нормативные правовые акты не должны противоречить федеральному законодательству (статья 7, часть 1), принцип равенства граждан перед законом и судом, что означает гарантирование органами и должностными лицами публичной власти равных возможностей для всех, отсутствие не предусмотренных законом преимуществ и запрет дискриминации по любым основаниям (статья 19, часть 1).

Конституция Республики Марий Эл гарантирует каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защиту собственности, ее охрану законом (части 1 и 3 статьи 35).

Оспариваемое заявителем нормативное положение регулирует отношения в рамках жилищного законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «к» части 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).

Отношения, связанные с использованием жилых помещений, а также затрагивающие иные жилищные права граждан, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации – кодифицированным актом федерального уровня, на основе которого принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Из смысла правоустановлений Жилищного кодекса следует, что бремя несения затрат на капитальный ремонт общего имущества (внутридомовые инженерные системы, лифтовое оборудование и лифтовые шахты, крыши, подвальные помещения, фасады фундаменты многоквартирного дома) возложено на собственников жилых помещений (статьи 30, 36, 158, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации). Это означает, что собственник обязан заботиться о состоянии и сохранности принадлежащего ему жилого помещения, нести расходы по его содержанию и ремонту. Если объектом права собственности является квартира в многоквартирном доме, то бремя собственника включает в себя содержание общего имущества в той части по сумме затрат, которая соответствует доле каждого собственника в праве общей долевой собственности. Для этих целей в состав платы собственников за жилое помещение и коммунальные услуги включается обязательный ежемесячный взнос на капитальный ремонт.

Статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено право граждан на выбор способа формирования фонда капитального ремонта, а именно в форме перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, либо путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора. В случае если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный законом срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

В силу положений статей 156 и 167 Жилищного кодекса Российской Федерации установление минимального размера взноса на капительный ремонт входит в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом его минимальный размер устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В развитие положений Жилищного кодекса Российской Федерации принят Закон Республики Марий Эл от 20 сентября 2013 г. № 35-З «О регулировании отдельных отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл».

Законом предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном порядке республиканской программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (статья 9), а минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается Правительством Республики Марий Эл с учетом перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, потребности в средствах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, технических параметров и степени благоустройства многоквартирных домов (статья 12).

Определение минимального размера взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах осуществлялось с учетом общей потребности в средствах на финансирование капитального ремонта на основе данных об уровне благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, определения средневзвешенного размера взноса собственников помещений, оценки доступности необходимого размера взноса для граждан и других обстоятельств, влияющих на стоимость капитального ремонта. Соответственно минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме установлен постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 июля 2013 г. № 223 в сумме 4,20 рубля с 1 квадратного метра общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, что составляет 1/5 часть от необходимого размера взноса на капитальный ремонт для граждан.

3. Принцип равенства всех перед законом и судом применительно к сфере жилищных отношений означает, что признается и гарантируется равенство всех участников жилищных отношений. Это в полной мере распространяется на отношения по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями и общим имуществом, находящимся в многоквартирных домах. Как это следует из статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище и признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Положения статьи 35 Конституции Республики Марий Эл о том, что право частной собственности охраняется законом, предполагает конституционную обязанность законодателя обеспечить неприкосновенность частной собственности. В силу особенностей правового режима использования собственниками имущества в многоквартирных домах (наличие общей собственности) основанием государственного вмешательства по установлению норм, направленных на обеспечение надлежащего состояния этого имущества, является достижение общего для всех собственников блага, то есть вмешательство государства в данные правоотношения должно обеспечить защиту прав всех собственников.

В силу части 2 статьи 40 Конституции Республики Марий Эл органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия для осуществления конституционного права на жилище, что применительно к предмету рассмотрения по настоящему делу означает обращенное к органам публичной власти требование использования правовых механизмов, которые позволяли бы обеспечить надлежащее содержание и эксплуатацию общего имущества в многоквартирных домах путем создания условий для проведения в них капитального ремонта.

Принимая соответствующее правовое регулирование, безусловно оказывающее воздействие на правовое положение граждан, органы государственной власти должны обеспечить соблюдение конституционных требований о недопустимости произвольных, конституционно необоснованных правовых установлений.

Как уже отмечалось, законодателем на федеральном и республиканском уровнях предусмотрено право выбора способов формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах – путем перечисления взносов на счет управляющей организации или на счет регионального оператора, причем средства, собранные путем перечисления взносов на счет управляющей организации, не могут быть потрачены на проведение ремонта других домов. Использование различных способов формирования фонда капитального ремонта обеспечивает баланс интересов граждан-собственников, при этом второй способ – перечисление взносов на счет регионального оператора – избирается только в случае отказа самих собственников самостоятельно избирать способ формирования фонда.

4. Конституция Республики Марий Эл закрепляет в качестве одной из основ конституционного строя республики осуществление государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов государственной власти (статья 6) и предусматривает, что высшую исполнительную власть в Республике Марий Эл осуществляет Правительство республики (статья 84). В этом качестве Правительство Республики Марий Эл непосредственно Конституцией наделено рядом полномочий, а именно на принятие на основе и во исполнение федерального и республиканского законодательства постановлений и распоряжений, обязательных к исполнению на всей территории Республики Марий Эл. При принятии оспоренного нормативного правового акта Правительство реализовало свое конституционное полномочие, возложенное на него республиканским законодателем, по вопросу, не получившему содержательной регламентации в законе.

Неконституционность оспоренной нормы заявитель С.В.Винокуров усматривает в том, что в результате ее применения собственники имущества в многоквартирных домах находятся в неравноправном положении, поскольку уравниваются в своих обязанностях по уплате взносов без учета месторасположения дома, уровня его благоустройства, конструктивных и технических параметров дома, при этом дифференциация платежей с учетом этих параметров могла бы устранить это неравноправие.

Вместе с тем, само по себе положение пункта 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 июля 2013 года № 223 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» не может рассматриваться как ограничивающее права собственников общего имущества в многоквартирном доме. Напротив, действующее правовое регулирование, в том числе оспариваемое нормативное положение, представляет собой дополнительную гарантию для реализации гражданами права на жилище. Правительство Республики Марий Эл в силу закона было обязано установить минимальный размер взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, при этом решение об установлении минимального размера взносов было принято не произвольно, а с учетом перечня работ по капитальному ремонту, потребности в средствах на капитальный ремонт, оценки доступности этого взноса для граждан и других обстоятельств.

Раскрывая конституционно-правовое содержание принципа равенства, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что социально-правовой режим этой конституционной категории проявляет себя не только посредством формального уравнивания в правах, но и путем установления фактического равенства. Так, в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации сформулирован подход, в соответствии с которым равенство применительно к общественным отношениям, связанным с взиманием денежных средств на публичные цели, требует учета фактической способности гражданина к уплате публично-обязательных платежей в соответствующем размере (постановления от 24 февраля 1998 г. № 7-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П). Несмотря на то, что данные правовые позиции сформулированы по вопросам установления размера страховых платежей на цели пенсионного обеспечения, очевидна их применимость для оценки правового регулирования по вопросам установления размеров взносов на капитальный ремонт, поскольку такие взносы в силу их правовой природы также носят обязательный характер и направлены на установление баланса личных и общественных интересов.

Принимая оспоренное правовое регулирование, Правительство Республики Марий Эл рассчитало экономически обоснованный параметр стоимости минимально необходимых работ и услуг для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, при этом установило социально ориентированный размер взноса на эти цели для граждан. Оценка же финансово-экономической обоснованности этого расчета не входит в полномочия Конституционного суда.

Таким образом, оспариваемое нормативное положение по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме принято в пределах конституционных полномочий Правительства Республики Марий Эл в полном соответствии с действующим федеральным и республиканским законодательством, направлено на обеспечение равенства прав участников жилищных правоотношений, защиту прав собственников имущества в многоквартирных домах, не ограничивает конституционные права и свободы человека и гражданина и не противоречит Конституции Республики Марий Эл.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 68, 69, 70, 71, 75 и 83 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», Конституционный суд Республики Марий Эл

п о с т а н о в и л:

1. Признать нормативное положение пункта 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 июля 2013 года № 223 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме соответствующим Конституции Республики Марий Эл.

2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

3. Копию настоящего постановления направить гражданину С.В.Винокурову и временно исполняющему обязанности Главы Республики Марий Эл.

4. Согласно статье 74 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Марий Эл.

Конституционный суд
Республики Марий Эл

Комментарии запрещены.