Определение Конституционного суда Республики Марий Эл от 21 июля 2015 года

о прекращении производства по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пунктов 2.6.3 и 2.9.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 января 2014 года № 86 в связи с запросом Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл

город Йошкар-Ола                                                                     21 июля 2015 года

Конституционный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего А.М.Баранова, судей А.В.Бабина, С.В.Масловой,  Г.А.Михопаркина,

с участием Уполномоченного по правам человека в Республике
Марий Эл И.С.Татариновой, обратившейся с запросом в Конституционный суд Республики Марий Эл, представителя администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Т.В.Капустиной,

руководствуясь статьей 95 Конституции Республики Марий Эл, пунктом 1 части первой статьи 3, статьями 68, 70 Закона Республики
Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», рассмотрел в открытом судебном заседании ходатайство о прекращении производства по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пунктов 2.6.3 и 2.9.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

Заслушав заявленное ходатайство и мнения сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Марий Эл

у с т а н о в и л:

1. Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» утвержден постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 января 2014 года № 86. Текст постановления опубликован в газете «Йошкар-Ола» от 28 января 2014 года № 3 (1211).

Указанный Регламент в пределах полномочий органа местного самоуправления устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» при предоставлении муниципальной услуги, заключающейся в предоставлении информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории городского округа «Город Йошкар-Ола». Кроме того, Регламентом установлены порядок взаимодействия с заявителями при предоставлении данной муниципальной услуги, порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего муниципальную услугу, должностных лиц, муниципальных служащих.

Как следует из пункта 2.6.3 Регламента, письменное обращение должно быть представлено на русском языке либо иметь надлежащим способом заверенный перевод на русский язык. При этом несоответствие письменного обращения требованиям, указанным в пунктах 2.6.2-2.6.3 Регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги (подпункт 2.9.2.1 пункта 2.9.2 административного регламента).

Конституционность названных нормативных положений оспаривалась Уполномоченным по правам человека в Республике Марий Эл. По мнению заявителя, указанные положения ограничивают право значительного числа граждан – носителей одного из государственных языков республики – марийского языка (горного и лугового) на своевременное, достоверное и полное получение информации об организации образования в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», в той мере, в которой требуют от заявителей предоставления письменного обращения только на русском языке либо наличия надлежащим способом заверенного перевода на русский язык. В запросе поставлена под сомнение конституционность оспариваемых нормативных положений, в частности их соответствие статьям 7 (часть 3), 15, 18, 19 (часть 2), 26 (части 2 и 3), 33 и 55 (часть 3) Конституции Республики Марий Эл.

2. В ходе судебного рассмотрения дела стороной, принявшей оспариваемый нормативный правовой акт, заявлено ходатайство о прекращении производства по делу.

Ходатайство мотивировано тем, что непосредственно перед проведением судебного слушания постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» № 1462 от 15 июля 2015 года в оспариваемый административный регламент внесены изменения, а именно исключен пункт 2.6.3, а в абзаце втором подпункта 2.9.2.1 пункта 2.9.2 исключены слова «-2.6.3». Текст указанного постановления опубликован в газете «Йошкар-Ола» от 21 июля 2015 года № 28 (1288).

3. В соответствии со статьей 15 Конституции Республики Марий Эл государственными языками в Республике Марий Эл являются марийский (горный, луговой) и русский языки. Части 2 и 3 статьи 26 Конституции Республики Марий Эл закрепляют за каждым право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В Республике Марий Эл гарантируется право народов на развитие национальной культуры, языка и традиций. Следовательно, государственные языки Республики Марий Эл – один из элементов ее  конституционного статуса, который определяется Конституцией
Российской Федерации и Конституцией Республики Марий Эл.

В силу статьи 33 Конституции Республики Марий Эл граждане в Республике Марий Эл имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления и получать мотивированный ответ в сроки, установленные законом. При этом конституционные нормы о государственных языках республики предполагают право гражданина при обращении в органы публичной власти использовать не только русский язык, но и другие государственные языки республики, а органы публичной власти, в том числе органы местного самоуправления, должны обеспечить реализацию данного права, не ставя его в зависимость от соблюдения
каких-либо дополнительных условий.

4. В соответствии с частью второй статьи 41 Закона Республики
Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» в случае, если муниципальный нормативный правовой акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным судом производство может быть прекращено за исключением случаев, когда действием этого муниципального нормативного правового акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.

Основанием для рассмотрения настоящего дела стала обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Марий Эл оспариваемые нормативные положения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Однако в настоящее время данные нормативные положения административного регламента не действуют и не должны применяться, поскольку изменения, внесенные в Регламент постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» № 1462 от 15 июля 2015 года, в соответствии с частью 3 статьи 62 Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола» официально опубликованы и вступили в законную силу.

Таким образом, поставленный заявителем перед Конституционным судом вопрос о конституционности нормативных положений Регламента был разрешен органом, принявшим нормативный правовой акт. Конституционное производство, начатое Конституционным судом Республики Марий Эл по настоящему делу, подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 41 (часть 2), 65, 68-71, 75 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», Конституционный суд Республики Марий Эл

определил:

1. Прекратить производство по делу по запросу Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл о соответствии Конституции Республики Марий Эл пунктов 2.6.3 и 2.9.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 января 2014 года № 86.

2. Определение Конституционного суда Республики Марий Эл окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Копию настоящего Определения направить Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Эл и в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола».

Председательствующий А.М.Баранов
Судьи А.В.Бабин

С.В.Маслова

Г.А.Михопаркин

Комментарии запрещены.