Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 25 марта 2003 года

по запросу Главы местного самоуправления города Волжска о проверке конституционности абзацев 3, 4 пункта 6 раздела IV Положения о Контрольном управлении Президента  Республики Марий Эл, утвержденного Указом Президента Республики Марий Эл от 13 февраля 2001 года N 60.

Конституционный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего З.В.Эргубаева, судей Л.С.Егошиной, Л.С.Топоровой, с участием Родионовой Г.В. – представителя Главы местного самоуправления города Волжска, Н.М.Романовой – доверенного представителя Президента Республики Марий Эл в Конституционном суде Республики Марий Эл, руководствуясь частью 3 статьи 95 Конституции Республики Марий Эл, подпунктом «б» пункта 1 части первой статьи 3, статьями 34, 80, 81, 82 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности абзацев 3, 4 пункта 6 раздела IV Положения о Контрольном управлении Президента Республики Марий Эл, утвержденного Указом Президента Республики Марий Эл от 13 февраля 2001 года N 60.

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Главы местного самоуправления города Волжска о проверке конституционности положений абзацев 3 и 4 пункта 6 раздела IV Положения о Контрольном управлении Президента Республики Марий Эл.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли абзацы 3, 4 пункта 6 оспариваемого Положения Конституции Республики Марий Эл.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.С.Топоровой, объяснения сторон, исследовав представленные сторонами документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Марий Эл установил:

1. Положение о Контрольном управлении Президента Республики Марий Эл утверждено Указом Президента Республики Марий Эл от 13 февраля 2001 года N60 «О Положении о Контрольном управлении Президента Республики Марий Эл», опубликовано в сборнике «Собрание законодательства Республики Марий Эл» 26 марта 2001 года N 3 (75).

В запросе оспаривается конституционность абзацев 3 и 4 пункта 6 раздела IV Положения, в соответствии с которыми Контрольное управление Президента Республики Марий Эл имеет право:

направлять должностных лиц управления на заседания коллегий, совещания и другие мероприятия, проводимые органами местного самоуправления Республики Марий Эл (абзац 3);

требовать в установленном порядке самостоятельно или через привлеченных к проверке представителей соответствующих органов государственной власти от органов местного самоуправления документы, объяснения и другую информацию, необходимую для проведения проверок в соответствии с задачами, возложенными на управление (абзац 4).

Заявитель считает, что эти положения противоречат статьям 14, 100, 102 Конституции Республики Марий Эл, гарантирующим самостоятельность местного самоуправления.

Конституционный суд Республики Марий Эл при принятии решения по делу не связан доводами и основаниями, изложенными в запросе.

2. В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2 Конституции Российской Федерации).

Общие принципы организации системы органов государственной власти закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Указанный Федеральный закон закрепил основные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации (статьи 5, 18, 21) и определил, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации (статья 1, часть 4).

В силу правовых предписаний Конституции Республики Марий Эл Президент республики, являясь высшим должностным лицом в системе исполнительной власти республики (статья 76, часть 1), устанавливает структуру органов исполнительной власти Республики Марий Эл (статья 79, пункт «з»). Утверждение схемы управления республикой, установление порядка организации и деятельности органов государственной власти отнесено к ведению Государственного Собрания Республики Марий Эл (статья 73, часть 1, пункт «д»).

Контрольное управление Президента Республики Марий Эл является структурным подразделением Администрации Президента Республики Марий Эл – исполнительного органа государственной власти, образованного для непосредственного обеспечения деятельности Президента и Правительства Республики Марий Эл (пункты 1 и 4 Положения об Администрации Президента Республики Марий Эл, утвержденного Указом Президента Республики Марий Эл от 3 февраля 2001 года N 51 и пункт 1 Положения о Контрольном управлении Президента Республики Марий Эл, утвержденного Указом Президента Республики Марий Эл от 13 февраля 2001 года N 60).

3. В соответствии со статьей 14 Конституции Республики Марий Эл в республике признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Государственная поддержка местного самоуправления предполагает принятие органами государственной власти республики комплекса мер, направленных на создание правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относит: принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением, обеспечение соответствия законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации, защиту прав граждан на осуществление местного самоуправления, принятие региональных программ развития местного самоуправления (статья 5, пункты 1, 2, 7, 8).

Указанным полномочиям органов государственной власти корреспондирует и Закон Республики Марий Эл «Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл» (статья 13, пункты 1, 2, 7 и 8).

Решая вопросы в пределах своей компетенции, органы государственной власти республики обязаны обеспечивать гарантированную Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Марий Эл самостоятельность местного самоуправления, предполагающую свободу органов местного самоуправления в проявлении инициативы и в выборе решений при рассмотрении вопросов местного значения.

Проверка конституционности абзаца 3 пункта 6 раздела IV Положения может быть осуществлена только в системном единстве с нормами, закрепляющими задачи и функции Контрольного управления, содержащимися в оспоренном нормативном правовом акте.

Контрольное управление Президента Республики Марий Эл образовано для обеспечения деятельности Президента и Правительства республики.

В силу правовых предписаний статьи 79 Конституции Республики Марий Эл Президент республики: обеспечивает реализацию прав и свобод граждан (пункт «а»), обеспечивает соблюдение Конституции и исполнение законов Республики Марий Эл (пункт «ж»).

Решение вопросов по обеспечению государственной политики по совершенствованию местного самоуправления, обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти Республики Марий Эл с органами местного самоуправления Республики Марий Эл (абзацы 4, 5 пункта 3 раздела II Положения), изучение форм и методов работы органов местного самоуправления Республики Марий Эл, обобщение передового опыта их работы и распространение его среди муниципальных образований Республики Марий Эл, содействие широкому участию граждан в обсуждении и решении вопросов местного значения (абзацы 8, 9 пункта 4 раздела III Положения), способствует реализации политической функции Президента Республики Марий Эл, направленной на обеспечение народовластия, в том числе, через местное самоуправление.

Реализация Контрольным управлением изложенных в Положении задач и основных направлений деятельности не предполагает вмешательства в деятельность органов местного самоуправления.

Присутствие должностных лиц управления на совещаниях, заседаниях и иных мероприятиях органов местного самоуправления должно быть связано с выполнением возложенных на управление задач и функций в области местного самоуправления. Эта деятельность Контрольного управления направлена на создание необходимых организационных, правовых условий становления и развития местного самоуправления в Республике Марий Эл и в соответствии с Законом Республики Марий Эл «Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл» относится к государственной поддержке местного самоуправления (статья 7), которую наряду с государственными органами республики обязан осуществлять Президент Республики Марий Эл.

Таким образом, абзац 3 пункта 6 раздела IV Положения не ограничивает местное самоуправление, так как не затрагивает ни одно из конкретных прав органов местного самоуправления, ни прав граждан на местное самоуправление и не подменяет их в решении местных вопросов.

Эта деятельность Президента Республики Марий Эл соответствует Основным положениям государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 1370.

Установление фактических обстоятельств применения оспоренных положений к компетенции Конституционного суда Республики Марий Эл не относится.

4. Конституционность абзаца 4 пункта 6 раздела IV Положения о Контрольном управлении Президента Республики Марий Эл может быть проверена с учетом соотношения оспариваемой нормы с другими предписаниями правового акта. Из содержания оспоренного Положения следует, что Контрольное управление вправе требовать в установленном порядке самостоятельно или через привлеченных к проверке представителей соответствующих органов государственной власти от органов местного самоуправления документы, объяснения и другую информацию, необходимую для проведения проверок в соответствии с задачами, возложенными на управление.

Взаимоотношения органов государственной власти республики и их структурных подразделений с органами местного самоуправления по вопросу проверок подконтрольных органов должны отвечать конституционным принципам организации публичной власти, в том числе принципу самостоятельного осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Анализ содержания оспоренного Положения свидетельствует об административном контроле со стороны управления за органами исполнительной власти Республики Марий Эл, государственными учреждениями и организациями, их должностными лицами.

В числе подконтрольных управлению субъектов органы местного самоуправления не значатся. Этот вывод согласуется и с правовыми предписаниями пункта 3 раздела II Положения, устанавливающего функции управления. Положение о Контрольном управлении не предусматривает административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

Истребуемая информация от органов местного самоуправления вызывает интерес Контрольного управления в связи с наличием у них сведений о подконтрольных управлению субъектах контроля, деятельность которых проверяется.

Согласно части второй статьи 34 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Марий Эл нормативные положения, оспариваемые в обращении.

Поскольку применительно к абзацу 4 пункта 6 раздела IV Положения такая неопределенность отсутствует, производство по делу в этой части подлежит прекращению.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 65, 68, 69, 70, 71, 73, 74, 75, 76 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» Конституционный суд Республики Марий Эл постановил:

1. Признать абзац 3 пункта 6 раздела IV Положения о Контрольном управлении Президента Республики Марий Эл, утвержденного Указом Президента Республики Марий Эл от 13 февраля 2001 года N 60, предусматривающий участие должностных лиц управления в заседаниях коллегий, совещаниях и других мероприятиях, проводимых органами местного самоуправления Республики Марий Эл, не противоречащим Конституции Республики Марий Эл, поскольку эти нормы не могут служить правовым основанием ограничения самостоятельности органов местного самоуправления.

2. Производство по делу о проверке конституционности абзаца 4 пункта 6 раздела IV Положения о Контрольном управлении Президента Республики Марий Эл, утвержденного Указом Президента Республики Марий Эл от 13 февраля 2001 года N 60 прекратить, поскольку запрос в этой части не отвечает требованиям Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», в соответствии с которыми обращение в Конституционный суд Республики Марий Эл признается допустимым.

3. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

4. Согласно статье 74 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» постановление подлежит незамедлительному опубликованию в Собрании законодательства Республики Марий Эл, газетах «Марийская правда», «Марий Эл».

Комментарии запрещены.