Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 23 декабря 2015 года

по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл статьи 3.2 Закона Республики Марий Эл от 30 декабря 2006 года № 82-З «О разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями в Республике Марий Эл» в связи с жалобой гражданки Е.Л.Редкиной

Конституционный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего А.М.Баранова, судей А.В.Бабина, С.В.Масловой, Г.А.Михопаркина, с участием гражданки Е.Л.Редкиной, обратившейся с жалобой в Конституционный суд Республики Марий Эл, ее представителя Л.В.Редкиной, представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл Л.А.Конаковой, представителя Главы Республики Марий Эл Л.Д.Закировой, представителя Министерства государственного имущества Республики Марий Эл Н.А.Бурковой, представителя Министерства юстиции Республики Марий Эл Н.Н.Ивановой, представителя администрации Мари-Турекского муниципального района С.А.Галиевой, Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл И.С.Татариновой, руководствуясь статьей 95 Конституции Республики Марий Эл, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 34, 70, 82, 92 и 95 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл статьи 3.2 Закона Республики Марий Эл от 30 декабря 2006 года № 82-З «О разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями в Республике Марий Эл».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Редкиной Екатерины Леонидовны на нарушение ее конституционных прав. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемое нормативное положение Конституции Республики Марий Эл.

Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Бабина, объяснения сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства государственного имущества Республики Марий Эл Н.А.Бурковой, от Министерства юстиции Республики Марий Эл Н.Н.Ивановой, от администрации Мари-Турекского муниципального района С.А.Галиевой, Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл И.С.Татариновой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Марий Эл

у с т а н о в и л:

1. Закон Республики Марий Эл от 30 декабря 2006 года № 82-З «О разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями в Республике Марий Эл» с последующими изменениями и дополнениями, действующий в редакции от 25 сентября 2015 года, регулирует отношения, связанные с разграничением имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, расположенными на территории Республики Марий Эл. Текст Закона опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 января 2007 г. № 1 (1) ст.13.

Заявитель Е.Л.Редкина оспаривает конституционность статьи 3.2 указанного Закона, которой регулируется порядок согласования перечня муниципального имущества, подлежащего передаче от одного муниципального образования другому муниципальному образованию. Так,
в соответствии с оспариваемой заявителем нормой, уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, заинтересованного в передаче имущества, направляет уполномоченному органу местного самоуправления муниципального образования, соответственно владеющего имуществом или которому передается имущество, предложение о передаче имущества и перечень имущества, подлежащего передаче.

Из содержания жалобы и приложенных к ней документов следует, что Е.Л.Редкина на основании ордера, выданного в апреле 1985 года, проживает в квартире, расположенной в двухквартирном доме, является нанимателем данного жилого помещения по договору социального найма, заключенному с Комитетом по оперативному управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район». В сентябре 2015 года Е.Л.Редкина обратилась в администрацию муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» с заявлением о приватизации квартиры. Заявителю было сообщено, что ее квартира не включена в Перечень муниципального имущества, передаваемого из собственности Мари-Турекского муниципального района в собственность городского поселения Мари-Турек, в связи с чем приватизация данной квартиры невозможна.

По мнению заявителя, оспариваемая норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, привела к произвольному установлению запрета на реализацию права на приватизацию жилого помещения, противоречит Конституции Республики Марий Эл, ее статьям 7 (часть 1), 18, 19, 35 (часть 2), 40 (часть 2) и 55 (часть 3), поскольку не соответствует федеральному правовому регулированию, нарушает конституционные принципы правового государства и равноправия граждан перед законом и судом, нарушает конституционные права заявителя на жилище и собственность, безосновательно и вопреки установлениям закона ограничивает право на приватизацию жилого помещения.

Таким образом, статья 3.2 Закона Республики Марий Эл от 30 декабря 2006 года № 82-З «О разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями в Республике Марий Эл» является предметом рассмотрения по настоящему делу постольку, поскольку, по мнению заявителя, обжалуемая норма фактически ставит возможность реализации права граждан на приватизацию жилого помещения в зависимость от воли и заинтересованности должностных лиц муниципального образования, которые реализуют полномочия по включению имущества из собственности муниципального района в собственность поселения при диспозитивном установлении возможности совершения определенных действий в отношении граждан и выборочном изменении объема их прав.

В силу статьи 70 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» Конституционный суд, принимая решение по делу, оценивает как буквальный смысл рассматриваемого нормативного правового акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Конституционный суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в той части нормативного правового акта, конституционность которого подвергается сомнению. При этом суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2. В соответствии с действующим федеральным законодательством приватизация или бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими по договорам найма жилых помещений осуществляется в отношении объектов, расположенных в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Из смысла нормативных установлений Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения. Данное право возникает, существует и реализуется как субъективное право физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя или члена семьи нанимателя жилое помещение. В соответствии со статьей 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Жилое помещение, занимаемое заявителем, в число помещений, не подлежащих приватизации, не входит.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором, заключаемым с органом местного самоуправления поселения (статья 7 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). В соответствии со статьей 100 и частью 1 статьи 106 Конституции Республики Марий Эл органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а общие принципы организации и деятельности местного самоуправления определяются федеральным законом.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством входит в компетенцию городского поселения.

Вопросы разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями различного уровня регулируются Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, частью 11.1 статьи 154 данного Закона установлено, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами имущества. Здесь же определено, что порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, и направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Конституцией Республики Марий Эл закреплен принцип единства правовой системы Российской Федерации, согласно которому принимаемые в республике законы и иные нормативные правовые акты не должны противоречить федеральному законодательству (статья 7, часть 1), принцип равенства граждан перед законом и судом, означающий гарантирование органами и должностными лицами публичной власти равных возможностей для всех, отсутствие не предусмотренных законом преимуществ и запрет дискриминации по любым основаниям (статья 19, часть 1). В силу статьи 18 Конституции Республики Марий Эл права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституция Республики Марий Эл обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления права на жилище (статья 40, часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество в собственности (статья 35).

Оспариваемое заявителем нормативное положение регулирует отношения в рамках жилищного законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «к» части 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).

По своему юридическому содержанию приватизация жилых помещений, то есть бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилых фондах, представляет из себя институт, единая нормативная основа которого образуется, с одной стороны нормами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», с другой стороны – соответствующими законами субъектов Российской Федерации, определяющими механизм реализации права на приватизацию государственного и муниципального жилищного фонда социального использования. В силу установлений Преамбулы и статей 1 и 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием, и эти требования подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, поэтому правовое регулирование приватизации жилых помещений должно обеспечивать реализацию этого права.

Согласно требованиям федерального законодательства о разграничении муниципального имущества в соответствии с кругом полномочий определенного вида муниципального образования и полномочиями субъекта Российской Федерации по закреплению механизма передачи муниципальной собственности принят Закон Республики Марий Эл от 30 декабря 2006 года № 82-З. Этот Закон принят в полном соответствии с нормами федерального законодательства об установлении механизма передачи муниципального имущества законами субъекта Российской Федерации. Его статья 3.2, конституционность которой заявителем поставлена под сомнение, определяет участников этой процедуры, а также требования к самой процедуре передачи имущества, в том числе, направление соответствующих уведомлений, согласования перечня передаваемого имущества и сроки проведения установленных процедур. При этом следует учесть, что участие в процедуре передачи муниципального имущества при его разграничении для соответствующих муниципальных образований Федеральным законом № 122-ФЗ определено как обязательное.

Оспариваемая заявителем норма предусматривает круг обязанностей участников процесса передачи муниципальной собственности, не затрагивая при этом правосубъектность граждан. Формулировка статьи 3.2 Закона Республики Марий Эл от 30 декабря 2006 года № 82-З в ее конституционно-правовом истолковании означает, что уполномоченный орган муниципального образования, действующий в рамках своих полномочий, должен обеспечить их исполнение путем принятия всех мер по реализации возложенных на муниципальное образование функций, в том числе по участию в процедуре приватизации жилищного фонда. Это нормативное положение и само по себе, и в системе действующего правового регулирования, закрепляет механизм передачи муниципального имущества в соответствии с установленной законом компетенцией различных видов муниципальных образований, и не порождает возможность у муниципальных образований уклониться от этой обязанности, вытекающей из требований федерального законодательства.

Принятием Закона от 30 декабря 2006 года № 82-З республика создала дополнительные условия для реализации права на приватизацию жилья социального назначения. Каких-либо негативных последствий в виде дискриминации граждан либо их неравноправия в процессе приватизации, нарушений прав граждан на собственность и жилище оспариваемая норма, являющаяся составной частью процедуры приватизации жилья, не порождает.

Таким образом, положение статьи 3.2 Закона Республики Марий Эл от 30 декабря 2006 года № 82-З «О разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями в Республике Марий Эл» не противоречит Конституции Республики Марий Эл, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в общей системе правового регулирования не исключает обязанности муниципального образования участвовать в процедуре передачи муниципального имущества, не устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность исключения из общих правил, и не влечет нарушений конституционно значимых ценностей. Данное Конституционным судом Республики Марий Эл истолкование положения статьи 3.2 Закона Республики Марий Эл от 30 декабря 2006 года № 82-З «О разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями в Республике Марий Эл» является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 68, 69, 70, 71, 75 и 96 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», Конституционный суд Республики Марий Эл

п о с т а н о в и л:

1. Признать положение статьи 3.2 Закона Республики Марий Эл от 30 декабря 2006 года № 82-З «О разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями в Республике Марий Эл» не противоречащим Конституции Республики Марий Эл, поскольку данное законоположение, устанавливая порядок согласования перечня муниципального имущества, подлежащего передаче, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает обязанность уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования, заинтересованного в передаче имущества, направлять уполномоченному органу местного самоуправления муниципального образования, соответственно владеющего имуществом или которому передается имущество, предложений о передаче жилищного фонда, подлежащего бесплатной передаче в собственность граждан на основе действующего законодательства.

Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

2. Правоприменительное решение по делу Е.Л.Редкиной, основанное на статье 3.2 Закона Республики Марий Эл «О разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями в Республике Марий Эл» в смысле, отличающемся от того, что выявлен в настоящем Постановлении, подлежит пересмотру в установленном законом порядке, если для этого нет иных препятствий.

3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

4. Копию настоящего Постановления направить Е.Л.Редкиной, Государственному Собранию Республики Марий Эл и Главе Республики Марий Эл.

5. Согласно статье 74 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Марий Эл.

Конституционный суд

Республики Марий Эл

Комментарии запрещены.