Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 23 марта 2016 года

по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» в связи с запросом Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл

Конституционный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего А.М.Баранова, судей А.В.Бабина, С.В.Масловой, Г.А.Михопаркина, с участием Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл И.С.Татариновой, обратившейся с запросом в Конституционный суд Республики Марий Эл, представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл Л.А.Конаковой, представителя Главы Республики Марий Эл И.Н.Шемахина, представителя Министерства образования и науки Республики Марий Эл Е.С.Герасимовой, представителя Министерства юстиции Республики Марий Эл Н.Н.Ивановой, представителя прокурора Республики Марий Эл А.А.Назарова, руководствуясь статьей 95 Конституции Республики Марий Эл, пунктом 1 части первой статьи 3, статьями 34, 70, 82, 83 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг».

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл о соответствии Конституции Республики Марий Эл указанного нормативного положения республиканского нормативного правового акта. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Марий Эл оспариваемое в запросе законоположение.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.А.Михопаркина, объяснения сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства образования и науки Республики Марий Эл – Е.С.Герасимовой, от Министерства юстиции Республики Марий Эл – Н.Н.Ивановой, от прокурора Республики Марий Эл – А.А.Назарова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Марий Эл

у с т а н о в и л:

1. Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 48-З
«О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» (с изменениями и дополнениями), текст которого официально опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 января 2005 года № 1 (часть 1) ст. 2, в газете «Марийская правда» от 9 декабря 2004 года № 235, в пределах полномочий Республики Марий Эл регулирует правоотношения, связанные с оказанием социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг некоторым категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе специалистам государственной и муниципальной системы образования. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона социальная поддержка специалистам государственной и муниципальной системы образования оказывается в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в следующих размерах:
100 процентов платы за наем жилого помещения; 100 процентов оплаты электрической энергии, используемой в жилом помещении; 100 процентов оплаты тепловой энергии, газа сетевого, твердых видов топлива (дрова, уголь, торфобрикеты), используемых для отопления жилого помещения;
100 процентов платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Конституционность вышеуказанного законоположения оспаривает в своем запросе Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл. По мнению заявителя, пункт 2 статьи 3 Закона не содержит такую меру социальной поддержки сельским педагогическим работникам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, как возмещение затрат взноса на капитальный ремонт, входящего согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги и, тем самым, существует неопределенность в вопросе о том, соответствует ли пункт 2 статьи 3 Закона Конституции Республики Марий Эл, ее статьям 7 (часть 1), 18 и 39.

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является нормативное положение пункта 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от
2 декабря 2004 года № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» в той мере, в какой оно не предусматривает компенсацию расходов, связанных с уплатой взноса за капитальный ремонт многоквартирного дома.

Согласно статье 70 (части 2 и 3) Закона Республики Марий Эл
«О Конституционном суде Республики Марий Эл» Конституционный суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого нормативного правового акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Конституционный суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части нормативного правового акта, конституционность которого подвергается сомнению. При этом суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2. Оспариваемое заявителем положение затрагивает сферы социальной защиты. Согласно статье 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации  социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статья 76, части 2 и 5 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции  Федерального закона от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки граждан, в том числе организация предоставления субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно пункту 2 статьи 73 Конституции Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики
Марий Эл, предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл в пределах предоставленных полномочий.

Таким образом, принимая Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», Государственное Собрание Республики Марий Эл правомерно реализовало полномочие, принадлежащее ему в силу федерального законодательства и Конституции Республики Марий Эл.

3. Конституция Республики Марий Эл провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту обязанностью государства (статья 2), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Данный подход в полной мере согласуется с нормами международного права, в частности, положениями Международного пакта  об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, пункт 1 статьи 11 которого признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище и на непрерывное улучшение условий жизни и устанавливает обязанность государств принимать надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права. Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Реализуя предоставленные полномочия, республиканский законодатель принял Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 48-З
«О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», предусмотрев в пункте 2 статьи 3 меры социальной поддержки специалистам государственной и муниципальной системы образования в виде стопроцентного возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг за наем жилого помещения, электрической энергии, используемой в жилом помещении, тепловой энергии, газа сетевого, твердых видов топлива (дрова, уголь, торфобрикеты), используемых для отопления жилого помещения, содержание и ремонт жилого помещения.

Такие меры сохраняются за педагогическими работниками, вышедшими на страховую пенсию по старости, страховую пенсию по инвалидности и проживающими в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), которые проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в учреждениях государственной и муниципальной системы образования не менее 10 лет и имели право на получение этой социальной поддержки к моменту прекращения трудовой деятельности (пункт 4 статьи 2).

По мнению Уполномоченного по правам человека в Республике
Марий Эл, пункт 2 статьи 3 Закона, не содержащий в качестве меры социальной поддержки возмещение затрат по взносу на капитальный ремонт, снижает уровень социальных гарантий специалистам системы образования. Заявитель аргументирует данный вывод тем, что взнос на капитальный ремонт федеральным законодателем включен в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Оспариваемая норма находится в общей системе регулирования отношений по социальной поддержке работников системы образования в связи с затратами по оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом первичным для ее конституционно-правовой оценки является конституционное закрепление обязанностей социального государства.

В силу статьи 9 Конституции Республики Марий Эл государство обязано создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливать пособия и иные гарантии социальной защиты. Из этого следует, что конституционной обязанностью государства является социальное обеспечение социально незащищенных граждан, а также оказание мер социальной поддержки их отдельным категориям. Это требует от республиканского законодателя использовать эффективные правовые механизмы социальной поддержки, обеспечивая синхронизацию собственного регулирования с требованиями федерального законодательства.

Учитывая социальную значимость труда педагогических работников сельских образовательных учреждений и сохраняющую актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки для этой категории граждан. Так, исходя из нормативных установлений части 8 статьи 47 Федерального закона от
29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Оспариваемая в запросе норма является результатом диспозитивного правового регулирования, предполагающего предоставление законодателю субъекта Российской Федерации самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки педагогов образовательных учреждений, находящихся в его ведении. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление способов и объемов социальной защиты является прерогативой законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления; он вправе также избирать и изменять формы (способы) их предоставления (Постановление от 10 ноября 2009 года
№ 17-П, Определение от 9 ноября 2010 года № 1439-О-О).

Буквальный смысл и содержание понятия «плата за жилое помещение и коммунальные услуги», указанного в части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации не совпадает с определением и содержанием понятия «оплата жилых помещений, отопления и освещения», содержащегося в формулировке части 8 статьи 47 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации» и включает в себя дополнительные расходные обязательства для собственников жилья в виде платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме и другие, в том числе взнос на капитальный ремонт многоквартирного дома.

Федеральный законодатель, регулируя вопросы о компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогических работников, проживающих и работающих в федеральных образовательных учреждениях в сельской местности, исходит из того, что компенсации подлежат лишь те расходы, которые указаны в формулировке Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», что
напрямую следует из содержания пункта 1 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
26 октября 2013 года № 963.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 8 февраля
2007 года № 322-О-П о том, что соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты сельских педагогических работников на оплату жилья, отопления и освещения.

Таким образом, конституционно-правовой смысл оспариваемого нормативного положения, основанный на оценке его буквального смысла и места в системе правовых актов означает, что конституционная обязанность по установлению мер социальной поддержки работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, не порождает обязанности компенсации всех без исключения расходов, понесенных этой категорией граждан в связи с проживанием в многоквартирных домах. Республиканское нормативное регулирование данных вопросов в полном объеме согласуется с предписаниями федерального законодательства об обеспечении сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан при переходе от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций).

Оспариваемое заявителем нормативное положение пункта 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» не нарушает, не ограничивает и не умаляет права и свободы человека и гражданина в сфере социального обеспечения, не противоречит федеральному законодательству и тем самым соответствует Конституции Республики Марий Эл, ее статьям 7 (часть 1), 18 и 39.

Признание оспариваемого заявителем законоположения соответствующим Конституции Республики Марий Эл не препятствует совершенствованию республиканским законодателем правового регулирования предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам по возмещению расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 68, 69, 70, 71, 75 и 83 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», Конституционный суд Республики Марий Эл

п о с т а н о в и л:

1.  Признать пункт 2 статьи 3 Закона Республики
Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» соответствующим Конституции Республики Марий Эл.

2.  Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

3.  Копию настоящего Постановления направить Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Эл, в Государственное Собрание Республики Марий Эл, Главе Республики Марий Эл.

4.  Согласно статье 74 Закона Республики Марий Эл
«О Конституционном суде Республики Марий Эл» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Марий Эл.

Конституционный суд    Республики Марий Эл

Комментарии запрещены.