Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 25 июня 2013 года

по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл абзаца 3 пункта 5 Положения о порядке назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Моркинский муниципальный район» в связи с жалобой гражданки Хайруллиной Гульфиры Котдусовны

город Йошкар-Ола                                                    25 июня 2013 года

Конституционный суд Республики Марий Эл в составе Председателя А.М. Баранова, судей А.В. Бабина, С.В. Масловой, Г.А. Михопаркина,

с участием гражданки Хайруллиной Гульфиры Котдусовны, обратившейся с жалобой в Конституционный суд Республики Марий Эл, представителя Администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» Л.А. Егоровой, Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл И.С. Татариновой, представителя Министерства юстиции Республики Марий Эл Ю.Б. Черепановой,

руководствуясь статьей 95 Конституции Республики Марий Эл, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 34, 70, 82, 92, 93 и 95 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл абзаца 3 пункта 5 Положения о порядке назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Моркинский муниципальный район».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки
Г.К. Хайруллиной на нарушение ее конституционных прав абзацем 3
пункта 5 Положения о порядке назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Моркинский муниципальный район». Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Марий Эл оспариваемое в жалобе нормативное положение.

Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Бабина, объяснения сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства социальной защиты населения и труда Республики
Марий Эл – Н.О. Якурновой, от Прокурора Республики Марий Эл –
А.А. Назарова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Марий Эл,

у с т а н о в и л:

1. Положение о порядке назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Моркинский муниципальный район» утверждено постановлением Администрации Моркинского муниципального района
от 2 июня 2010 года № 398 с изменениями, утвержденными постановлением Администрации Моркинского муниципального района от 5 апреля 2011 года № 196. Положение определяет порядок назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет, которая устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I
«О занятости населения в Российской Федерации» лицам, замещавшим выборные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления муниципального образования «Моркинский муниципальный район».

Оспариваемое нормативное положение определяет, что муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 3 и 7 статьи 77, пунктом 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона «О муниципальной службе», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев.

Решением Комиссии по рассмотрению заявлений о ежемесячной доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Моркинский муниципальный район» от 17 февраля 2012 года Г.К. Хайруллиной со ссылкой на оспоренное нормативное положение отказано в установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии за выслугу лет в связи с тем, что она на момент увольнения с муниципальной должности специалиста ВУС администрации муниципального образования «Зеленогорское сельское поселение» при стаже работы в этой должности 25 лет 5 месяцев 28 дней не имела права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением не работала в этой должности.

Заявитель по настоящему делу – гражданка Г.К. Хайруллина просит признать не соответствующей статьям 2, 9, 14 и 19 Конституции Республики Марий Эл абзац 3 пункта 5 оспоренного Положения. По мнению заявителя, нарушение ее конституционных прав выражается в том, что органы местного самоуправления обязаны при принятии нормативных правовых актов, в том числе, по вопросам реализации социальной политики, защищать конституционные права граждан, руководствоваться предписаниями Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Марий Эл, федеральным и республиканским законодательством с тем, чтобы не допускать нарушения конституционного принципа равенства граждан перед законом.

2. Социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 2 Конституции Республики Марий Эл человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства. Из части 1 статьи 37 Конституции Республики Марий Эл, гарантирующей каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, во взаимосвязи со статьями 19 и 32 Конституции Республики Марий Эл вытекает право граждан на равный доступ к муниципальной службе, прохождение которой является одновременно и осуществлением трудовых прав. Эти права, согласно статье 55 (часть 3) Конституции Республики Марий Эл, могут быть ограничены только федеральным законом соразмерно конституционно значимым целям.

В Республике Марий Эл к числу конституционно признаваемых и защищаемых прав и свобод человека и гражданина относится право на гарантии социальной защиты, устанавливаемые государством, а также равенство граждан перед законом (часть 2 статьи 9, статья 19 Конституции Республики Марий Эл).

Вытекающая из положений статьи 18 Конституции Республики
Марий Эл обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить реализацию мер социальной защиты различных групп населения республиканским правовым регулированием предполагает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления при принятии законов и иных нормативных правовых актов должны гарантировать соблюдение прав граждан в полном объеме.

3. Муниципальная служба в Российской Федерации, наряду с государственной гражданской службой, является видом публичной службы, цель которой – реализация управленческих функций. Законодательно на федеральном уровне закреплена взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы в Российской Федерации, что обеспечивается единством основных квалификационных требований к должностям государственной службы и должностям муниципальной службы, однотипности обязанностей, ограничений и запретов, распространяющихся на государственных и муниципальных служащих, одинаковых правил служебного поведения, единстве требований к профессиональной подготовке и повышению квалификации, взаимным учетом стажа государственной гражданской службы и муниципальной службы, соотносительности основных условий оплаты труда, социальных гарантий и условий государственного пенсионного обеспечения и другими особенностями прохождения обоих видов службы (статья 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статья 5 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Пенсионное обеспечение за выслугу лет является одной из гарантий, установленных для муниципальных служащих Федеральным законом
от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (пункт 5 части 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение в силу пункта 1 статьи 24 закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.

Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением обоих видов службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств (постановление
от 16 июля 2007 года № 12-П).

4. В Республике Марий Эл правовое регулирование правоотношений, связанных с осуществлением муниципальной службы, обеспечением правовых и социальных гарантий деятельности муниципальных служащих осуществляется Законом Республики Марий Эл от 31 мая 2007 года № 25-З
«О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы». Частью восьмой статьи 5 данного закона определено, что стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим определяется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством для установления стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим. Приведенная законодательная формулировка свидетельствует о соблюдении республиканским законодателем принципа соотносительности социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих и распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения.

Необходимостью учета обстоятельств, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы, республиканский законодатель руководствовался при регулировании вопросов социальных гарантий государственным и муниципальным служащим.

Законом Республики Марий Эл от 23 февраля 1995 года № 194-III
«О государственной службе в Республике Марий Эл», действующим в редакции Закона Республики Марий Эл от 30 июня 1997 года № 30-З, установлены условия предоставления пенсий за выслугу лет различным категориям государственных гражданских служащих.

Часть 1 статьи 16 названного Закона определяет, что лица, замещавшие различные должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должностей государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и замещали должность государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением.

Часть 2 статьи 16 Закона определяет право на пенсию за выслугу лет иной категории государственных гражданских служащих, а именно лиц, имеющих стаж государственной гражданской службы не менее 25 лет.
В случае увольнения таких лиц с государственной гражданской службы по собственной инициативе до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Абзац 3 пункта 5 оспоренного заявителем Положения устанавливает условия предоставления пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальным служащим при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет, замещении должности муниципальной службы не менее
12 месяцев непосредственно перед увольнением и наличии права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) на момент освобождения от должности. Данная норма с учетом принципа соотносительности социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих корреспондирует части 1 статьи 16 Закона Республики Марий Эл
«О государственной службе в Республике Марий Эл».

Между тем истолкование правоприменителем абзаца 3 пункта 5 оспоренного Положения, как предполагающего признание права на получение пенсионного обеспечения муниципальным служащим лишь указанной категории, и отрицающего такое право на предоставление пенсионного обеспечения лицам, имеющим стаж муниципальной службы не менее 25 лет и уволившимся с муниципальной службы до приобретения права на трудовую пенсию, порождает не имеющее объективного и разумного оправдания различие в правовом положении муниципальных служащих разных категорий. Оспоренное нормативное положение содержит правовую неопределенность, допускает возможность лишения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет лиц, имеющих стаж муниципальной службы не менее 25 лет и уволенных с муниципальной службы по собственной инициативе до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности), что входит в противоречие с положениями статей 2, 19 и 55 (часть 3) Конституции Республики Марий Эл.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 41 (часть вторая), 68, 69, 70, 71, 75 и 96 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», Конституционный суд Республики Марий Эл

п о с т а н о в и л:

  1. Признать абзац 3 пункта 5 Положения о порядке назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Моркинский муниципальный район», утвержденного постановлением Администрации Моркинского муниципального района от 2 июня 2010 года № 398 с изменениями, утвержденными постановлением Администрации Моркинского муниципального района от 5 апреля 2011 года № 196 не соответствующим Конституции Республики Марий Эл, ее статьям 2, 19 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в нем норма – по смыслу, придаваемому ей в системе правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, – лишает граждан, имеющих стаж муниципальной службы не менее 25 лет и уволившихся с муниципальной службы до приобретения права на трудовую пенсию, права на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
  2. Правоприменительное решение по делу гражданки
    Г.К. Хайруллиной, основанное на абзаце 3 пункта 5 Положения о порядке назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Моркинский муниципальный район» в той мере, в какой он признан настоящим постановлением не соответствующим Конституции Республики Марий Эл, подлежит пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
  1. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
  2. Копию настоящего постановления направить гражданке
    Г.К. Хайруллиной и в Администрацию муниципального образования «Моркинский муниципальный район».
  3. Согласно статье 74 Закона Республики Марий Эл
    «О Конституционном суде Республики Марий Эл» настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Марий Эл.

Комментарии запрещены.