Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 03 декабря 2013 года

по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пунктов 21, 23, 24 и 25 Положения о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2004 года № 274 «О реализации Закона Республики Марий Эл «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» в связи с запросом депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.Г.Буянова

Конституционный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего А.М.Баранова, судей А.В.Бабина, С.В.Масловой, Г.А.Михопаркина,
с участием депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.Г.Буянова, обратившегося с запросом в Конституционный суд Республики Марий Эл, представителя Главы Республики Марий Эл И.Н.Горчаковой, Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл И.С.Татариновой, представителя Министерства социальной защиты и труда Республики Марий Эл Е.С.Бастраковой, представителя Министерства юстиции Республики Марий Эл С.Г.Кузнецовой, представителя прокурора Республики Марий Эл Е.М.Сычевой,
руководствуясь статьей 95 Конституции Республики Марий Эл, пунктом 1 части первой статьи 3, статьями 34, 70, 81, 82 и 83 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пунктов 21, 23, 24 и 25 Положения о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2004 года № 274 «О реализации Закона Республики Марий Эл «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл».
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.Г.Буянова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Марий Эл оспариваемые в запросе нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика С.В.Масловой, объяснения сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства социальной защиты и труда Республики Марий Эл Е.С.Бастраковой, прокурора Республики Марий Эл Е.М.Сычевой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Марий Эл

у с т а н о в и л:

1. В Конституционный суд Республики Марий Эл обратился депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.Г.Буянов с запросом о соответствии Конституции Республики Марий Эл пунктов 21, 23, 24 и 25 Положения о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2004 года № 274
«О реализации Закона Республики Марий Эл «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл». Постановление опубликовано в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 января 2005 года № 1 (II) ст.46, действует в редакции постановлений Правительства Республики Марий Эл от 29 июня 2005 года № 174, 22 августа 2005 года № 202, 8 февраля 2007 года № 293, 8 июня 2007 года № 148, 13 декабря 2007 года № 293, 4 июля 2008 года № 172, 9 декабря 2008 года № 335.
Пунктом 21 Положения определен состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, дающей право на получение ежемесячного пособия на ребенка; пунктом 23 определен перечень лиц, не включаемых в состав семьи при исчислении величины среднедушевого дохода; пунктом 24 установлены виды доходов, учитываемые при исчислении величины среднедушевого дохода, дающей право на получение ежемесячного пособия на ребенка; пунктом 25 закреплен временной интервал, за который предоставляются сведения о доходах семьи для исчисления среднедушевого дохода.
В запросе отмечается, что обжалуемые нормативные положения противоречат федеральному законодательству, поскольку порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи в целях оказания гражданам Российской Федерации социальной помощи, установленный Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 152 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», содержит несколько иное правовое регулирование в части состава семьи, учитываемого при исчислении величины среднедушевого дохода, дающей право на получение ежемесячного пособия на ребенка, перечня лиц, не включаемых в состав семьи, видов доходов, а также временного интервала, за который предоставляются сведения о доходах семьи для исчисления среднедушевого дохода.
По мнению заявителя, в виду противоречия оспариваемых норм федеральному законодательству, необоснованного сужения субъектом Российской Федерации перечня лиц, включаемых в состав семьи при исчислении среднедушевого дохода, установления иного перечня видов доходов, учитываемых и не учитываемых при исчислении величины среднедушевого дохода, изменения временного интервала, за который предоставляются сведения о доходах семьи, оспоренное нормативное регулирование принято с превышением полномочий и влечет несоразмерное ограничение прав и свобод значительного числа граждан – получателей мер социальной поддержки. В связи с чем, заявитель считает, что существует неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли пункты 21, 23, 24 и 25 Положения о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка Конституции Республики Марий Эл, ее статьям 7 (часть 1), 9, 18, 38 (часть 1) и 55 (часть 2).
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются нормативные положения пунктов 21, 23, 24 и 25 Положения о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2004 года № 274 «О реализации Закона Республики Марий Эл «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл».
Согласно статье 70 (части вторая и третья) Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» Конституционный суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Конституционный суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в той части акта, конституционность которого подвергается сомнению. При этом суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация – социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии с Конституцией Республики Марий Эл социальная политика Республики Марий Эл направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в республике обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 9); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39).
Федеральный закон от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Как следует из преамбулы Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом. По смыслу правового регулирования, изложенного в данном законе, малоимущими являются граждане (семьи), доход которых не позволяет им самостоятельно обеспечивать себе достаточный материальный уровень для нормальной жизнедеятельности. Законодательно такой уровень устанавливается с использованием понятия «прожиточный минимум», который определен статьей 1 Федерального закона № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» предусмотрены категории лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в том числе малообеспеченные семьи, имеющие детей (статья 4). В развитие данного закона принято постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2004 года № 274 «О реализации Закона Республики Марий Эл «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл», которым утверждено Положение о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, содержащее оспоренные правовые нормы.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2004 года № 275 утвержден Порядок финансирования расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка, которым установлено, что расходы на выплату ежемесячного пособия на ребенка финансируются за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Нормы, конституционность которых в запросе поставлена под сомнение, затрагивают сферу социальной защиты. В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В развитие данных конституционных положений о полномочиях субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты принято соответствующее федеральное регулирование. Так, Федеральным законом
от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» наряду с вопросами образования, формирования, деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установлены их полномочия по нормативному правовому регулированию вопросов, отнесенных к их компетенции. Пунктом 2 статьи 26.3 указанного закона установлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (подпункт 24).
В соответствии со статьей 15 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года № 23-З «О Правительстве Республики Марий Эл» Правительство Республики Марий Эл в пределах своей компетенции разрабатывает и осуществляет политику в области социальной защиты.
Таким образом, Правительство Республики Марий Эл, утвердив своим постановлением от 30 декабря 2004 года № 274 Положение о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, реализовало свое полномочие по регулированию вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, принадлежащее ему в силу федерального регулирования и основанное на положениях республиканского законодательства.
3. До 1 января 2005 года данный вид государственной социальной поддержки устанавливался на федеральном уровне. В связи с принятием Федерального закона  от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка регулируются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно формулировал правовую позицию, согласно которой Конституция Российской Федерации, относя социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан; решение этих вопросов входит в полномочия законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты, критериев их дифференциации, регламентации порядка и условий их предоставления (Постановление от 10 ноября 2009 года № 17-П; Определение от 7 июня 2011 года № 842-О-О; Определение от 24 декабря 2012 года № 2416-О).
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты малообеспеченных семей должно согласовываться, в том числе с имеющимися у него на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями (Определение от 10 октября 2002 года № 258-О).
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи родителям по содержанию детей указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Так, согласно статье государства-участники Конвенции признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с национальным законодательством; эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства-участники принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей ( пункты 1 и 3).
Следовательно, реализуя полномочия, связанные с принятием оспоренного Положения, высший исполнительный орган государственной власти республики вправе самостоятельно определить в рамках единой государственной политики в области социально-экономического обеспечения порядок и условия социальной поддержки малообеспеченных семей с детьми с учетом имеющихся у республики финансовых и иных ресурсов. Использование тех или иных систем правового регулирования по оказанию государственной поддержки семьи, материнства и детства, как это установлено указанным выше федеральным правовым регулированием, входит в полномочия субъекта Российской Федерации. При этом, исходя из принципа самостоятельности бюджетов, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджета (статья 31), устанавливают и исполняют расходные обязательства, отнесенные к их компетенции только при наличии соответствующих средств бюджета (статья 85).
Конституция Республики Марий Эл запрещает республиканскому законодателю принимать законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 7). Несоответствие оспоренных норм Конституции Республики Марий Эл заявитель усматривает в том, что они не воспроизводят буквально нормы федерального законодательства. Однако принимая правовое регулирование вопросов оказания государственной социальной поддержки малообеспеченных семей, имеющих детей, Республика Марий Эл, действуя в рамках предоставленных полномочий, обеспечила социально-правовую защиту семьи и адресность социальной поддержки нуждающимся семьям, имеющим детей, исходя при этом из своих социально-экономических возможностей и самостоятельности определения форм и направления расходования бюджетных средств.
Оспоренные нормы, в целом не воспроизводя текстуально нормы соответствующего федерального законодательства, в полной мере обеспечивают реализацию принципов социального государства, обязанность социальной защиты малообеспеченных семей, имеющих детей, не ограничивают права и свободы человека и гражданина и не противоречат Конституции Республики Марий Эл.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 68, 69, 70, 71, 75 и 83 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», Конституционный суд Республики Марий Эл

п о с т а н о в и л:

1. Признать нормативные положения пунктов 21, 23, 24 и 25 Положения о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2004 года № 274 «О реализации Закона Республики Марий Эл «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» соответствующими Конституции Республики Марий Эл.

2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

3. Копию настоящего постановления направить депутату Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю.Г.Буянову и Главе Республики Марий Эл.

4. Согласно статье 74 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Марий Эл.

Комментарии запрещены.